Найти тему

Награда за учебу: какая она?

Мы с вами продолжаем разговор о том, надо ли награждать материально детей за хорошую учебу. Оказывается, педагоги и психологи в один голос, хотя и по разным причинам, советуют не применять этот, казалось бы, работающий способ мотивации. Почему же?

В прошлых публикациях мы назвали две причины. Первая - такая мотивационная стратегия попросту не работает в долгосрочной перспективе; вторая - обещание денежного вознаграждения никак не решает проблем, по которым ребенок учится плохо.

Третьей причиной можно назвать то, что достаточно часто ребенок не очень-то и заинтересован в деньгах. Действительно, материальные ценности не так важны для него, как во взрослом мире. Мы привыкаем смотреть на всё своими глазами, а ведь здесь всё вовсе не так однозначно. Нет, дети не бескорыстны в большинстве своем, просто для них деньги значат пока еще намного меньше, чем "реальная" вещь, и намного менее привлекательны. Конечно, можно пообещать в качестве награды за, например, четверть или триместр без троек какой-то очень желаемый и дорогой предмет - планшет, гироскутер, смартфон, модные кроссовки... но тут надо понимать, что четвертей впереди еще много. Рано или поздно наступит или пресыщение материальными ценностями, когда у ребенка есть уже всё, что он хочет, и больше попросту ничего не надо, или, наоборот, постоянное "возрастание аппетитов" и истощение родительского кошелька - а ведь школьник уже привык учиться за награды, он не готов от них отказаться!

И тут мы переходим к четвертой причине - обещание некоей выгоды от учебы нивелирует, обесценивает важность учебы как таковой. Учиться необходимо потому, что быть умным и много знать - полезно, престижно, ценно само по себе. Да, это может принести выгоду, но выгоду в будущем, не сиюминутную. Платой за учебу мы убиваем самоценность знаний; вместо естественного детского любопытства мы взращиваем в детях умение заниматься нелюбимым делом за деньги (или любые другие материальные ценности, что дела не меняет). Вопреки популярному утверждению, учеба - это не работа, не тяжелый изнурительный труд, не подвиг, за который надо награждать! Это совершенно иной вид деятельности, стимулом к которому должны являться прежде всего любознательность и социальное одобрение. Иными словами, учиться должно быть интересно и похвально, о чем мы уже говорили в прошлых публикациях. Если же неинтересно и не похвально, то никакие деньги не помогут, как не помогут и прямые наказания ("ремнем - да и все дела!", "отберу велосипед - имею право!"). Тут надо искать другие способы бороться с неуспеваемостью - менять школу, учителя, окружение, обращаться к психологу и т. п. И да, это сложнее, чем платить за учебу, но, к сожалению, самые простые методы далеко не всегда оказываются верными.

А о том, когда награда действительно может послужить стимулом к действию, мы с вами поговорим в следующей статье. Оставайтесь с нами!