Преступления совершены при следующих обстоятельствах.
Михаил проходя мимо территории частного дома, увидел во дворе дома алюминиевую лестницу, принадлежащую Кириллу, которую решил похитить. Незамедлительно реализуя свой умысел на хищение чужого имущества, убедившись, что во дворе данного дома никого нет и за его действиями никто не наблюдает, просунув руку через ограду вокруг дома, захватил рукой и подтянул к себе указанную лестницу, принадлежащую Кириллу, стоимостью 5000 рублей, которую затем перекинул через забор. После этого Михаил взял указанную лестницу в руки, с которой с места преступления скрылся, а похищенным имуществом распорядился по своему усмотрению.
В один из дней Михаил, Федя и Паша в помещении частного дома Паши, совместно распивали спиртные напитки.
Находясь дома у Паши, между Пашей и Федей произошел словесный конфликт, в ходе которого Федя стал предъявлять претензии Паше в связи с высказанными им ранее некорректными выражениями в адрес Михаила.
После этого, у Феди, который, несмотря на извинения Паши продолжил конфликт с Пашей на почве личных неприязненных отношений возник умысел, направленный на причинение Паше тяжкого вреда здоровью.
Федя, а также присоединившийся к его противоправным действиям Михаил находясь в помещении частного дома, действуя умышленно, в составе группы лиц, на почве внезапно возникшего личного неприязненного отношения к Паше, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью. Федя и Михаил избили Пашу, нанеся ему совместно не менее 10-ти ударов руками, сжатыми в кулак и обутыми ногами в область головы, не менее 7-ми ударов в область верхних и нижних конечностей, а также Федя нанес Паше не менее трех ударов обутыми ногами в область грудной клетки, а Михаил – не менее семи ударов обутыми ногами и руками, сжатыми в кулак в область грудной клетки Паши.
В результате действий Феди и Михаила потерпевшему Паше причинены телесные повреждения в виде тупой травмы грудной клетки: множественных кровоподтеков груди, множественных двусторонних переломов ребер по различным анатомическим линиям, с частичным повреждением пристеночной плевры и ткани правого легкого, которые квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; тупой закрытой травмы головы: ушибленных ран левой надбровной и левой теменной областей, кровоизлияний в мягкие ткани головы, кровоизлияний под мягкие мозговые оболочки, которые квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровья по признаку опасности для жизни; ссадин и кровоподтеков конечностей, которые квалифицируются как не причинившие вреда здоровью.
При этом, Федя и Михаил не предвидели возможности наступления смерти Паши хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должны были и могли предвидеть эти последствия.
От полученной тупой травмы груди, сопровождавшейся множественными кровоподтеками груди, множественными двусторонними переломами ребер по различным анатомическим линиям, с частичным повреждением пристеночной плевры и ткани правого легкого, потерпевший Паша скончался на месте.
Задержанный Михаил в отделе полиции свою вину в совершении тайного хищения чужого имущества Кирилла признал полностью и рассказал, что проходя мимо частного дома, он увидел возле забора дома металлическую лестницу, после чего осмотревшись по сторонам и убедившись, что за его действиями ни кто не наблюдает, он, находясь за пределами территории домовладения, протянул руку через имеющееся в заборе отверстие, подтянул к себе данную лестницу и перекинул ее через забор. После этого, взяв лестницу в руки, отнес ее в подвальное помещение дома, впоследствии собираясь распорядиться ею по своему усмотрению. При его задержании он добровольно написал явку с повинной о совершенном преступлении, и сообщил, где находится похищенная им лестница.
Вину в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего Паши, в судебном заседании признал частично и показал, что он был знаком с Пашей на протяжении последних 2-3 лет. В тот день они находились в доме Паши, где они все вместе распивали спиртные напитки. В вечернее время между Федей и Пашей возник словесный конфликт, из-за того, что когда-то Паша назвал меня оскорбительным выражением, в ходе которого Федя нанес 1 удар Паше кулаком в область лица, после чего Паша упал, затем еще 1 удар кулаком в область лица, отчего на лице Паши появилась из носа кровь, была разбита губа. Спустя время, я услышал крики Паши прекратить его избиение, доносящиеся из соседней комнаты, куда я проследовал. Там Федя продолжил избивать Пашу, нанес ему 3-4 удара ногами по спине. Я нанес Паше не большой силой ногой примерно 2 удара в область поясницы, чтобы Паша прекратил кричать. Больше ударов ни он, не Федя Паше не наносил. На следующий день я проснулся, в доме находились все те же люди, с которыми они продолжили распивать спиртные напитки, при этом Паша лежал в своей комнате и мы думали, что он спит. Ближе к обеду они обнаружили Пашу на кровати мёртвый. После этого они решили пойти к Михаилу домой и продолжить распивать спиртное.
Подсудимый Федя вину в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть Паши в судебном заседании не признал, от дачи показаний отказался.
Несмотря на частичное признание подсудимым Михаилом и непризнание Федей своей вины в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть Паши, их виновность в совершении преступления подтверждается следующими доказательствами.
Показаниями свидетеля Сергея о том, что Паша приходился ему братом, которого он может охарактеризовать с положительной стороны, в состоянии алкогольного опьянения Паша вел себя адекватно, не конфликтовал.
Показаниями потерпевшей Натальи о том, что Паша являлся ее родным братом и проживал один. Паша иногда злоупотреблял спиртными напитками. По характеру Паша был добрый, спокойный, в состоянии алкогольного опьянения вел себя адекватно. В тот день возвращаясь с работы домой, обратила внимание на то, что входная дверь в дом ее брата открыта нараспашку, в связи с чем я подперла дверь кирпичом. Примерно через 1 час я снова посмотрела в сторону дома Паши и обратила внимание на то, что входная дверь в его дом по-прежнему закрыта кирпичом, в связи с чем попросила своего мужа сходить и проведать Пашу. Буквально через несколько минут тот вернулся и сообщил мне, что обнаружил Пашу мертвым, а также что повсюду в доме кровь.
Протоколом осмотра места происшествия, произведен осмотр дома и трупа Паши с признаками насильственной смерти на месте обнаружения. В ходе осмотра места происшествия зафиксировано наличие следов крови в двух комнатах дома, расположенных друг напротив друга, обнаружены и изъяты смывы вещества бурого цвета. В ходе осмотра трупа Паши зафиксированы телесные повреждения в виде ушибленных ран головы, кровоподтеков и ссадин лица и головы, шеи, грудной клетки, конечностей.
Заключение, согласно которому смерть Паши наступила от тупой травмы груди, сопровождавшейся множественными кровоподтеками груди, множественными двусторонними переломами ребер по различным анатомическим линиям, с частичным повреждением пристеночной плевры и ткани правого легкого. При экспертизе трупа Паши были обнаружены следующие прижизненные повреждения: тупая травма грудной клетки, множественные кровоподтеки груди, множественные двусторонние переломы ребер по различным анатомическим линиям, с частичным повреждением пристеночной плевры и ткани правого легкого. Данные повреждения образовались незадолго до наступления смерти, от действия тупого твердого предмета с ограниченной контактной поверхностью, возможно, что от ударов кулаками рук, обутыми ногами, оцениваются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, повлекшие смерть потерпевшего. Тупая закрытая травма головы, множественные ссадины с подлежащими кровоподтеками лица, кровоизлияния в мягкие ткани головы, кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки головного мозга. Данные повреждения образовались в аналогичный период времени, от действия тупого твердого предмета с ограниченной контактной поверхностью, оцениваются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Ссадины и кровоподтеки конечностей образовались в аналогичный период времени, от действия тупого твердого предмета с ограниченной контактной поверхностью, возможно, что от не менее 7-ти ударных воздействий кулаками рук, обутыми ногами, оцениваются как не причинившие вреда здоровью. Все вышеперечисленные телесные повреждения были причинены с силой, достаточной для их образования. Учитывая количество телесных повреждений, можно предположить, что в области груди было нанесено не менее семи ударных воздействий твердым тупым предметом, каковым могли являться кулаки рук, обутые ноги. После получения всего комплекса телесных повреждений, Паша мог жить короткий промежуток времени, в пределах от 3-5 часов, маловероятно, что в этот промежуток времени потерпевший мог совершать те или иные целенаправленные действия.
Согласно выводам эксперта, у Феди обнаруживает признаки психического расстройства в форме синдрома зависимости вследствие употребления алкоголя. Однако указанное не достигает выраженной степени, а потому не лишало и не лишает Федю способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. В период времени, относящегося к деянию Феди обнаруживал признаки психического расстройства, признаков временного психического расстройства не обнаруживал, сознание у него не было помрачено, находился в состоянии острой неосложненной алкогольной интоксикации, Федя мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. По своему психическому состоянию Федя может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение по уголовному делу и давать показания. Признаков зависимости вследствие употребления наркотических веществ у Феди не обнаруживает. По своему психическому состоянию Федя в применении принудительных мер медицинского характера не нуждается.
Суд согласен с данным заключением и признает Федю вменяемым.
Согласно заключению у Михаила обнаруживаются признаки психического расстройства в форме зависимости вследствие употребления алкоголя. Однако имеющееся психическое расстройство не достигало и не достигает степени выраженного, а потому не лишало и не лишает его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. В момент совершения деяния у Михаила обнаруживались признаки психического расстройства, временного психического расстройства, в том числе патологического аффекта не обнаруживал, сознание у него не было помрачено, он правильно ориентировался в окружающих лицах и происходящем, поддерживал адекватный речевой контакт, совершал целенаправленные действия, которые не диктовались какими-либо болезненными переживаниями, находился в состоянии острой неосложненной алкогольной интоксикации, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. По своему психическому состоянию Михаил может правильно воспринимать обстоятельства. По своему психическому состоянию Михаил в применении принудительных мер медицинского характера не нуждается.
Суд согласен с данным заключением и признает Михаила вменяемым.
Оценивая все исследованные доказательства, суд считает вину Феди и Михаила в совершении преступления доказанной полностью.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о наличии возможных неприязненных, конфликтных отношений, либо иных обстоятельств между указанными свидетелями и подсудимыми, могущих явится причиной для оговора, судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд расценивает показания Феди и Михаила как попытку избежать уголовной ответственности за совершение особо тяжкого преступления.
Действия Феди и Михаила квалифицируется–как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, поскольку в суде установлено, что Федя и Михаил действуя в составе группы лиц с умыслом, направленным на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему, совместно наносили удары Паше, причинив своими действиями тяжкий вред здоровью, опасный для его жизни, в результате чего, Паша скончался.
Совершенные Михаилом преступления относятся к категории особо тяжких и небольшой тяжести, Федей к категории особо тяжких.
С учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновных суд признает в качестве обстоятельства, отягчающим наказание Феде и Михаилу совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя.
С учетом тяжести и обстоятельств совершения преступления, личностей Феди и Михаила, обстоятельств смягчающих и отягчающих их наказание, суд полагает, что цели уголовного наказания могут быть достигнуты путем назначения наказания в виде лишения свободы.
Потерпевшая Наталья в ходе судебного следствия заявлен гражданский иск о взыскании с Феди и Михаила солидарно в счет компенсации морального вреда в размере 3 000 000 рублей.
В соответствии с ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что противоправными действиями Феди и Михаила потерпевшей и гражданскому истцу Наталье, которая являлась сестрой Паши причинены нравственные страдания, связанные с гибелью близкого человека.
При определении размера компенсации морального вреда с учетом требований разумности и справедливости суд исходит из степени причиненных нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая характер и степень нравственных страданий Натальи, конкретные обстоятельства дела, значимость и невосполнимость утраты близкого человека, с учетом принципа справедливости и разумности, с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, находит исковые требования Натальи в части компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению частично на сумму 2 000 000 рублей.
По окончанию рассмотрения уголовного дела в суде, вынесен обвинительный приговор, по которому:
признать Михаила виновным и назначить ему наказание:
- по эпизоду кражи - в виде лишения свободы сроком на 1 год;
-по эпизоду причинения тяжкого вреда здоровью, опасный для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть Паши – в виде лишения свободы сроком на 9 лет;
В соответствии с УК РФ по совокупности указанных преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить Михаилу наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Михаилу до вступления приговора в законную силу оставить без изменения – содержание под стражей.
Признать Федю виновным в совершении преступления, по эпизоду причинения тяжкого вреда здоровью, опасный для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть Паши и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Феди до вступления приговора в законную силу оставить без изменения – содержание под стражей.
Взыскать с Феди в пользу Натальи в счет компенсации морального вреда 1 000 000 рублей.
Взыскать с Михаила в пользу Натальи в счет компенсации морального вреда 1 000 000 рублей.
Все события и герои в данной статье являются вымышленными.