6 апреля отмечается чудесный праздник — Всемирный день мультфильмов. Международная ассоциация мультфильмов учредила этот праздник в 2002 году. Мультфильмы – не просто детское развлечение. Это огромная культура, которая, в том числе, влияет на мировосприятие детей, а потом и взрослых, которые их смотрят и пересматривают.
Не многие знают, но в нашей родной Ульянке уже более тридцати лет проживает российский режиссер – мультипликатор, художник - аниматор Владимир Иванович Торопчин.
В этом интервью мы поговорим об анимации в целом, творчестве Владимира Ивановича, особенностях работы и, конечно же, о проектах, в которых он принимал участие.
- Расскажите немного о себе. Кем вы мечтали стать в детстве?
Рисовать начал ещё в детстве, копировал картинки. В детстве мне казалось, что стать мультипликатором для меня нереально. В изостудию не ходил, художественную школу не заканчивал. Родился я в Новгородской области, город Боровичи. В 70-х годах переехали в Литву, после чего покидало меня по свету. Всегда любил Петербург и очень хотел в нём жить. Попал сюда в середине 80-х, работал штукатуром по «лимиту», если помните, что это такое. Это когда из провинциальных городков людей привлекают в большой город на «грязную» работу. Отрабатываешь несколько лет и получаешь постоянную прописку. Ребята среди штукатуров были не простые — приезжали поступать, в том числе и в художественные училища. Многие не поступали и оставались работать в охране, на стройке, на заводе. Через них и попал на изостудию. Потом женился, уволился со стройки и пошёл работать дворником, чтобы было больше свободного времени на приобретение начального уровня рисования. Но нужно было деньги зарабатывать. А тут на «Ленфильме» начали диафильмы выпускать, и, к моему удивлению, меня взяли. Хотя и понятно было, что ненадолго, через пару лет у каждого уже появился видеомагнитофон.
В 1991 году поступил на курсы аниматоров при студии «Панорама» в Санкт-Петербурге. Так детское увлечение анимацией переросло в профессию.
- С какого года живете в Ульянке?
В 1989 году женился и переехал в Ульянку. Получается, уже 33 года.
- Чего в процессе создания мультфильма больше: творчества или рутины?
Наверное, все-таки рутины. Многие думают, что создание мультфильма - это что-то такое сказочное, веселое и жизнерадостное. Коммерческая мультипликация (сериалы, полнометражные фильмы) - это очень сложный процесс, в котором задействованы десятки людей из различных служб, даются сжатые сроки, сложная техническая сторона. Отсюда нервы и психологическое напряжение. С авторской мультипликацией для фестивалей может быть в какой-то степени легче, там человек сам придумывает сценарий, сам делает фильм, может делать мультфильм долго и по своим временным возможностям.
Тем не менее, в основе создания любого мультфильма лежит именно творческая составляющая.
- Какие у вас самые любимые ваши работы в роли режиссера-мультипликатора?
Пожалуй, из режиссерских работ я больше всего люблю мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк 2». Не значит, что я равнодушен к любой своей другой работе, каждая из них для меня ценна по-своему.
- С какими техниками вы чаще всего работаете? Какие больше нравятся, какие меньше?
Я поклонник классической рисованной анимации - это техника анимации, в которой каждый кадр рисуется вручную. К моему сожалению, такой техники становится всё меньше и меньше. Сейчас многие студии переходят на так называемую ригованную перекладку или трехмерную графику.
- Самые известные ваши работы?
Как художник - аниматор принимал участие в создании проекта «Приключения в Изумрудном городе». Работал над мультфильмом «Карлик Нос». В период с 2006 по 2007 год работал над полнометражным анимационным фильмом «Илья Муромец и Соловей Разбойник» в качестве режиссера-постановщика, кстати, это была моя дебютная работа как режиссера. Позже работал над фильмом «Иван Царевич и Серый Волк», который стал самым кассовым мультфильмом 2012 года. В создании «Иван Царевич и Серый Волк 2» был и режиссером и соавтором сценария. 20 апреля 2017 года в России состоялась премьера полнометражного компьютерно-анимационного фильма по мотивам одноимённой книги Александра Мелентьевича Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Одним из режиссеров тоже был я.
- Если не секрет, над каким мультфильмом вы сейчас работаете?
В данный момент я сотрудничаю с киностудией «Союзмультфильм». В настоящее время идет работа над созданием сериала о приключениях любимца нескольких поколений советских и российских детей «Умка».
- Является для вас мультипликация только работой или остается увлечением?
Для меня это и работа и увлечение.
- Есть ли у вас ученики? Охотно ли вы делитесь своим опытом?
В данный момент у меня нет учеников. Но, конечно, было время, когда я учил людей, которые проявляли желание учиться анимации. Столкнувшись со сложностями и поняв, что это непросто, они теряли «розовые очки» и они понимали, что анимация больше не их мечта. Тем, кто изъявляет желание учиться у меня, я обычно говорю: «Я не могу научить, я могу помочь научиться», всё остальное зависит от желания потенциального ученика.
- Есть ли какая-то мечта, связанная с мультипликацией, возможно, хотите создать какой-то мультфильм?
Есть желание написать хороший сценарий, но его сложнее создать, чем хороший роман. Вообще у меня много желаний и они не связаны с мультипликацией, я хочу писать сказки, заниматься живописью, но пока это невозможно, очень много работы.
- А что вы можете сказать подростку, который твердо уверен, что он хочет снимать мультфильмы?
Хочешь, делай! Благодаря интернету сейчас можно понять и изучить процесс, даже создать свой первый мультфильм. Если хотите, чтобы вас заметили, то когда работаете, всегда думайте о зрителях, будет ли им интересно. Всегда задавайте себе вопрос, почему люди должны захотеть потратить свое время на просмотр вашей работы. Когда у вас есть ответ на этот вопрос, тогда дерзайте!
Беседовала Светлана Матвеева
Фотографии из личного архива В.И.ТОРОПЧИНА