Колор-блок любят за возможность выделиться из толпы. Оранжевый с фиолетовым, розовый с серым, красный с черным и миллионы других цветовых сочетаний. Но если заглянуть в яркую историю колор-блока (а история моды всегда яркая, увлекательная, будоражащая), можно пережить несколько приятных минут.
Колор-блок — это техника, которая время от времени возвращается на подиум и приглашает нас к цветовому безумию. Помнится, в 2020 году колор-блок захватил подиум: Hermes, Alberta Feretti, Gucci, Boss, Lacoste и Prada. А до этого в 2011 было буйство красок и клондайк, прям-таки сезон колор-блока. И очень интересно углубиться в наследие мировой культуры, которые способствовало покраске нашего гардероба в самые контрастные яркие цвета.
Средневековый колор-блок
Мода ношения пальто блочного цвета или даже двухцветной обуви не совсем нова. На протяжении всего Средневековья в мужчины носили носки, окрашенные в два цвета. Женщины также носили одежду двух контрастных оттенков, таких как красный и белый или зеленый и белый. Вот пример: девушка, изображенная Якобом Ван Утрехтом на картине XVI, которая хранится в Лувре.
Графика 60-х
И в Античности, и в Средневековье, и в эпоху Возрождения яркую пёструю одежду из дорогих материалов могли позволить себе только аристократы, богатые купцы, монархи. И в Галантном XVIII веке, и в XIX тоже. Все просто: красители и ткани были натуральными, а поэтому третье сословие в основном носило практичные вещи спокойных скучных цветов. Как соткали, так и носим. Правда, зажиточные европейские крестьяне имели средства и возможности окрашивать, вышивать, в общем, украшать одежду. Это сейчас бежевая гамма топ-топ-топ и люди наоборот стараются подчеркнуть необработанность ткани. Сегодня грубый лён может стоить дороже яркого шёлка, что раньше и представить было нельзя.
И ещё очень важная ремарка: вплоть до 50-х XX века образ должен был быть в одной цветовой гамме. Представьте, как это дорого: если платье из голубого шёлка, то и перчатки, и пальто, и шляпка, и туфли должны были соответствовать друг другу. Эклектика и разнобой ооооочень долго считались уделом небогатых женщин, у которых нет средств на десятки однотонных комплектов.
А в 60-е настал период молодёжной свободной моды: мини-юбки, бумажные платья, джинсы и т. д. Тогда же и появился чёткий графичный колор-блок.
Его появление тесно связано с работами двух художников 40-х и 50-х годов: Марка Ротко и Пита Мондриана. Их абстрактные картины характеризуются использованием точно определенных цветов в блоках: например, картины, которые были ограничены двумя или тремя сплошными тонами, такими как желтый и оранжевый, которые также дали название картине, как в случае с Ротко.
Мондриан также имел отношение к моде: его композиции на белом холсте с черными и квадратными линиями синего, желтого и красного вдохновили Ива Сен-Лорана создать вот эти платья коллекции осень-зима 1965 года:
Мондриан — не единственный художник, чьи работы вдохновили кутюрье. Мода 60-х годов — это геометрия в чистом виде. Вспомним художников oп-арта и их влияние на платья и пальто. Например, итальянский дизайнер Роберто Капуччи отдал дань уважения гипнотическим картинам Виктора Вазарели. Эта внутренняя связь между модой и авангардным искусством была идеальной питательной средой для молодёжи. Отныне и впредь мода стала ориентироваться на массы молодых, а не кучку элиты. Все было сделано молодыми и для молодых. Вокруг них вращалось все.
Это не означает, что мода стала яркой, нет! Яркие цвета были всегда. Но благодаря технологиям стало возможным создавать четкое разделение цветов в одной вещи. Ромбы, полосы, линии, круги, квадраты.
Нетрудно найти рекламу того времени с девчонками в красочных мини-юбках, которые красят ноги в колор-блок: например, синий + лиловый. Эта краска для тела была идеей Коти, которая помогла заполнить стили палитры ярких тонов такими же сумасшедшими идеями, как и сами цветовые диапазоны.
Стало модно носить чулки ярких тонов, которые вместе с юбкой составляли колор-блок. Он стал самой крупной цветовой тенденцией 60-х.
Чулки контрастировали с красным и черным, либо черным или желтым в блоке. Изображение некоторых студентов Smith Collage в стиле Мондриана в журнале Glamour в 1965 году является лишь небольшим доказательством того, что колор-блок стал трендом.
Графика вторглась в ключевые базовые вещи. Например, контрастные блоки розового + желтого у Франсуазы Харди. Она позировала в 1964 году в белых носках для Дэвида Бейли, одного из фотографов Swinging Sixties.
Мы видели сочетания теплых тонов, подобных этим, или колор-блок из холодных и теплых тонов одновременно: например, зеленого и желтого. Колор-блок некоторых пальто еще больше подчеркивал этот тональный контраст (например, в некоторых дизайнах Ungaro конца 1960-х годов). Воплощением были образы Верушки в платьях, сочетающих пастельные тона, или шелковые пижамы Эмилио Пуччи с контрастами ярких тонов.
Культурное наследие Стивена Берроуза (и Келли Смит, Cross Colours...)
Было бы несправедливо забыть про наследие Стивена Берроуза, дизайнера афроамериканского происхождения. Его способ сочетания цвета, столь яркого, присущего этнической одежде, также был частью ДНК дизайнера, который окрасил моду 70-х годов самыми электрическими комбинациями десятилетия. Взрыв!!!
«Он принес цвет, он привел черных девушек в ярчайших нарядах, и это была его палитра: яркое против черного», — вспоминала модель Пэт Кливленд в документальном фильме о мифическом противостоянии между американской и французской модой (её ещё называют Версальской битвой).
Кажется, что именно Берроуз одевал всех в 2011 году на MET Gala: все были в колор-блоке. Тут и там красный, синий, оранжевый, бирюзово-голубой, красный и розовый.
Платья с геометрическими принтами, в которых черный, оранжевый и красный спокойно сосуществует с фиолетовым. Берроуз первый создавал колор-блоковые коллекции. В 1970 году фотограф Чарльз Трейси увековечил для североамериканского издания Vogue коллекцию, которую дизайнер создал для студии Бенделя, в которой цветной блок был одним из главных героев. А на обложке была сама Шер.
Такое же чувство цвета можно найти в длинном списке афроамериканских дизайнеров, которые, к сожалению, не так хорошо известны. Мы могли бы упомянуть Патрика Келли, одного из создателей колор-блока, чья история, вероятно, была бы другой, если бы СПИД не забрал его жизнь.
«Черный бал Люси», как он его назвал, сделал нагрудники пуговицами, и да, а также резкие цветовые сочетания, одну из его отличительных черт, таких как одно из платьев, с которыми он взял Грейс Джонс на подиум. Совсем недавно цветной блок 90-х годов, связанный с фигурой Уилла Смита в «Принце Бель-Эйра», не был бы прежним без Cross Colors, фирмы, связанной с хип-хопом, которая заложила один из первых камней городской моды.
Карди Б и цветной блок, подписанный Cross Colors, на премию Грэмми 2018 года.
Помимо его сообщений об «одежде без предрассудков», хроматические контрасты были еще одним признаком ДНК бренда, о чем свидетельствуют многие взгляды звёзд 90-х. Да что там 90-е: сочная Карди Би на сцене Грэмми в 2018 году носила колор-блок от Cross Colors.
Увлечение Ива Сен-Лорана восточной культурой
Немногие дизайнеры оставили нам наследие с цветовыми блочными комбинациями, как сам Ив Сен-Лоран. Французский кутюрье несколько раз рискнул представить самые яркие цветовые сочетания на подиуме: кто мог представить палитру, которая сочетала бы зелень и фиолетовый; красный, синий и розовый? Сен-Лоран использовал силу этих контрастов, чтобы вдохнуть еще больше жизни в бессмертную одежду, такую как его образ Бугенвиллея из коллекции Haute Couture весна-лето 1989 года. Вдохновленный марокканскими садами, он интегрировал слой красного шелкового газа, вышитого фиолетовым домом Лемари.
Но те комбинации цветовых блоков дизайнера, которые появлялись на показах в течение 80-х и 90-х годов, не были быть прежними без ключевых коллекций 70-х. Потому что в дополнение к дани уважения Мондриану в 1965 году, Лорана серьёзно увлёкся востоком.
В 1976 году кутюрье представил осеннюю коллекцию, которая взяла за отсылку театральность русских балетов и, прежде всего, их блестящее использование цвета. Для Les Chinoises в следующем году он будет вдохновляться экзотической китайской культуров, бесстыдно смешивая такие цвета, как розовый или красный. Целая хроматическая вселенная, которой до Сен-Лорана НЕ БЫЛО в европейской моде.
А это показ мод весна-лета 1982 года с разноцветной Индией в качестве отправной точки. Восточные культуры, к которым он неоднократно возвращался, вдохновили и коллекцию весна-лето 1993 года. Лучший показ можно было увидеть в 2002 году. Это был последним заключительный показ. Завершающий штрих к карьере великого дизайнера XX века.
Commedia dell'Arte
Если посмотреть на картины Эпохи Возрождения, можно заметить невероятную яркость одежды придворных. Даже детки замечают эту особенность в иллюстрациях к сказкам Шарля Перро, например. А самая яркая одежда была у арлекинов, придворных шутов.
Хотя мы находим эту ссылку на популярный театр, который родился в XVI в Италии, на самом деле наша культура постоянно намекает на арлекинов. Его имя и выходки мы находим даже в комиксах и фильмах. Одна из последних отсылок к шутам: эпизод, где Марго Робби встает на место Харли Квинн. Вспомните её знаменитый наряд: патч-костюм, похожий на лоскутное одеяло.
Узнаваемый костюм Арлекина постоянно вдохновлял таких художников, как Эдгар Дега, Поль Сезанн или сам Пабло Пикассо.
Арлекин часто «прибегает» на подиум. Джанфранко Ферре в осенней коллекции Dior 1995. Александр Маккуин также ссылался на фигуру арлекина в 1999 году для Givenchy.
Вдохновленный Пикассо, Ив Сен-Лоран переосмыслил разноцветные ромбы в 1979 году. То же сделали Moschino: Пикассо в качестве отправной точки для коллекции весна-лето 2020 года.
Чувство цвета Кристиана Лакруа
Между драматичным чрезмерным историзмом находится колор-блок типичный для коллекций Кристиана Лакруа. А к концу 80-х годов мода жила в хроматической оргии невозможных комбинаций, и использование самых ярких безумных цветов стало максимой его коллекций. Французский кутюрье был еще одним из создателей колор-блока. Лакруа дал понять, что формул цветовых блоков не существует! Можно сочетать любые цвета, ограничений нет. Его весенне-летняя коллекция Haute Couture 1988 включала фуксию с апельсиновым и синим.
Одержимость колор-блоком 2011 года
Последняя лихорадка резких сочетаний цветов была в 2011 году, когда во главе Gucci была Фрида Джаннини, а во главе Louis Vuitton Марк Джейкобс. Казалось, что эскизы нарисовал Ив-Сен Лоран, настолько сильным было его вдохновение. А может, это восток так действует на европейских кутюрье.
Как никак, в Индии и Китае самая яркая национальная одежда. С восточной и разноцветной идеологией, вполне совпадающей с идеологией Ива Сен-Лорана, оба бренда предложили дать новую жизнь гардеробу через хроматические союзы, которые остановились на дополнительных цветах, таких как оранжевый и фиолетовый с золотыми аксессуарами.
Louis Vuitton использовал холодные и теплые тона. И Прабал Гурунг, и Джил Сандер тоже выбрали колор-блок как определяющее направление коллекций.
Благодарим любимых читателей и подписчиков за то, что прочли этот пост. У нас на сайте всегда много интересной и актуальной информации о мире beauty&fashion!А вообще у нас в блоге так круто, что не передать. Впрочем, судить вам. Вот ссылочки на последние статьи:)
Нет, я не алкоголичка. Это проклятый купероз. Причины появления и методы борьбы
«От ревности выбросила жемчуг в море»: как горячая страстная любовь Шанель к герцогу Вестминстерскому изменила мир моды