Найти тему

Конспектирование

Конспектирование – это процесс переработки и краткого письменного изложения какого-либо материала. В переводе с латинского конспект (conspectus) означает «обзор», «очерк» и является сокращённой версией исходного текста. Умение быстро и грамотно конспектировать – это полезный навык, который может пригодиться не только в школе и университете, но и на работе.

Преимущества конспектов

•Лучше и быстрее запоминается материал – при прослушивании лекции, задействуется только краткосрочная память, при записывании работает ещё зрительная и двигательная память;

•Возможность быстро повторить материал – в конспекте содержится вся самая важная информация, поэтому не нужно пролистывать весь учебник, чтобы найти ответ на вопрос;

•Конспекты экономят пространство – как на бумажном носителе, так и в сумке. Потому что они вполне могут заменить учебники, которые не придется всё время носить с собой;

•Конспекты помогают лучше концентрироваться на предмете – при записи лекции мозг лучше обрабатывает информацию. И таким образом, концентрация возрастает;

•Конспекты обеспечивают базовые знания – конспект содержит минимум информации по конкретной теме, в которую при желании можно углубиться и изучить больше;

•Конспекты развивают скорость письма.

-2

Виды конспектов

1. Плановый – составляется по заранее подготовленному плану, каждый пункт которого должен быть раскрыт;

2. Текстуальный – подробный вид конспектов, как правило, состоит из цитат, завязанных между собой;

3. Схематический – самый краткий вид конспекта, составляется в вопросительной форме в виде схем;

4. Тематический – подробно раскрывает одну конкретную тему;

5. Свободный – не предполагает никаких требований, школьник или студент записывает только ту информацию, которую счёл для себя наиболее важной.

-3

Правила конспектирования

• Первое и самое важное – фиксируйте только главную мысль. Не торопитесь писать всё, что говорит преподаватель, дослушайте до конца, выделите суть сказанного и запишите её. Также, нет смысла записывать информацию, которую вы уже знаете;

• Структурируйте информацию – выделяйте заголовки, записывайте даты, подчеркивайте наиболее важную информацию. Можно использовать ручки разного цвета или маркеры, чтобы что-то выделить. Но не увлекайтесь, иначе потом мозгу будет сложно воспринимать написанное;

• Используйте графику – можно конспектировать материал в виде таблиц, схем, рисунков или формул. Используйте символы, например, «!» - запомнить, «?» - уточнить;

Фиксируйте всё, что преподаватель пишет на доске – информация, которую учитель выносит на доску, является наиболее важной, поэтому не стоит оставлять её без внимания.

• Используйте диктофон – если вы медленно пишите или плохо воспринимаете информацию на слух, перед началом урока включите диктофон. Так у вас будет возможность прослушать запись ещё раз и дописать то, что не успели. Но не следует забывать, что не все учителя приветствуют, чтобы их голоса записывали.

• Сокращайте слова – это поможет увеличить скорость письма и облегчит запись конспекта.

-4

Правила сокращения слов

Если сокращать всё без разбора, то на выходе получится текст непонятный для восприятия. Поэтому существуют некоторые правила сокращения, которых следует придерживаться при составлении конспекта:

1. Не сокращайте новые неизвестные слова, до тех пор, пока не запомните их значение, и они прочно не войдут в ваш словарный запас;

2. При сокращении слова должно быть точно понятно, что вы имели в виду в данном контексте. Например, сокращение «след.» можно расшифровать как «следующий», «следствие», «следовательно» и т.п.;

3. В некоторых словах можно отбрасывать середину слова, например, «государство» - «гос-во», «функция» - «ф-ция», «количество» - «кол-во» и др.;

4. Во время письма используйте общепринятые знаки и символы из математики, физики и химии (плюс, минус, следовательно, больше, меньше, температура, градус, секунда, треугольник и др.);

5. Не следует сокращать цитаты.

-5

Как написать конспект по теме

• По возможности заранее ознакомьтесь с темой, осмыслите её содержание;

• Поставьте дату, запишите название текста;

• Составьте план конспекта;

• Определения и правила записывайте дословно;

• Наиболее важную информацию, записывайте более подробно, наименее важную - сокращайте;

• Оставляйте место для заметок;

• Заполняйте пропуски в конспекте сразу после урока, пока информация ещё свежа в памяти.

-6

Все правила, указанные в данной статье, очень простые. При соблюдении их конспект получится полным и грамотным. И запоминать новую информацию станет намного проще.