В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий ответственность нетрезвых водителей-рецидивистов. В этот раз инициатором законопроекта выступила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, известная на всю страну благодаря уже принятому и вступившему в силу пакету законов в сфере телекоммуникаций. В этот раз госпожа Яровая предложила, среди прочих ужесточений, дать госорганам право конфисковать автомобили, если водитель будет уличен в нетрезвом вождении не в первый раз.
О необходимости новых мер воздействия на пьяниц за рулём с завидной периодичностью заявляют многие функционеры госструктур. Последние изменения в соответствующей статье КоАП вступили в силу не так давно, в июле 2021 года. На данный момент в Российской Федерации действуют следующие нормы: согласно статье 12.8 КоАП, максимально допустимое содержание алкоголя в крови водителя — 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха, или 0,3 г на литр крови (в принятых терминах - 0,3 промилле). Водитель, в отношении которого составлен протокол о вождении в нетрезвом виде, будет лишен прав на срок от полутора до двух лет и оштрафован на 30 000 рублей. Повторное нарушение грозит применением статьи 264.1 Уголовного кодекса: рецидивиста могут лишить свободы на срок до трех лет и наложить штраф от 300 до 500 тысяч рублей либо направить на обязательные работы до 480 часов, либо принудительные работы на срок до трех лет.
Полемики по поводу этой статьи было много и, в частности, вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял, что у большинства водителей, виновных в серьезных ДТП вследствие нетрезвого вождения, в крови было более 1 промилле, а значит, степень ответственности и строгость наказания нужно определять по степени опьянения.
Свою новую инициативу вице-спикер Яровая мотивировала статистикой: в 2020 году количество зафиксированных случаев вождения лишенными прав управления. За первое полугодие 2021 года, по данным Верховного Суда РФ, в суды поступило 52,6 тыс. дел по ст. 12.7 ч. 2 КоАП (вождение лишенным прав) – рост по сравнению с 2020 годом составил уже 17%. В поправках к закону предлагается конфискация автомобилей у владельцев в случае привлечения их к уголовной ответственности за пьяное вождение, выезд на встречную полосу, «значительное» (60 км/ч и более) превышение скорости или лиц, которые ранее неоднократно привлекались за езду без прав.
Вошли в резонанс
Новую инициативу госпожи Яровой можно расценивать и как реакцию на резонансные ДТП с участием известных артистов и блогеров: у всех на слуху недавняя переквалификация обвинения Эдварду Билу, устроившему массовое ДТП на Смоленской площади в Москве в марте 2021 года и трагическое ДТП, виновником которого стал актер Михаил Ефремов, произошедшее всё на той же Смоленской площади годом ранее.
Эти аварии широко освещались в СМИ и оживили множество дискуссий по поводу трактовки термина «опасное вождение», который присутствует в ПДД с 2017 года, но единой позиции МВД и судебных инстанций по этому поводу нет до сих пор. В 2021 году Ирина Яровая возглавила рабочую группу по разработке «санкций» за опасное вождение.
Конфискация – далеко не единственный пункт очередного «пакета». Всего заявлено три поправки: «повышенный» штраф за повторное управление автомобилем без прав; уголовная ответственность «за вождение без прав в третий раз в случае, если лицо село за руль в состоянии опьянения, выехало на встречную полосу или превысило скорость» и та самая конфискация автомобилей по решению суда за пьяное вождение, выезд на встречную полосу или «значительное» превышение скорости (более 60 км/ч), а также у тех, кого ранее неоднократно привлекали за езду без прав.
Кроме изъятия транспортных средств Ирина Яровая предложила внести поправку в ст. 12.7 КоАП и повысить штраф за вождение уже лишенных прав водителей с 30 до 100 000 рублей.
На официальном сайте госпожи Яровой опубликован обзор поправок: «Установление повышенной ответственности призвано остановить тех, кто, не имея права на управление транспортным средством, садится за руль пьяным или устраивает гонки, уничтожая все на своем пути.
Нами с коллегами из всех фракций проведена большая работа с министерствами в части детального анализа ситуации, выявлены опасные тенденции и дана надлежащая правовая оценка. На основе этих данных и общей позиции межфракционной рабочей группы разработаны законодательные предложения.
Поправки устанавливают также конфискацию ТС по решению суда у лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности за вождение в состоянии опьянения, выезд на встречную полосу, значительное превышение скорости или лиц, которые ранее неоднократно привлекались за вождение без прав – то есть у тех лиц, которые, учитывая уже совершенные преступления, снова садясь за руль фактически превращают ТС в орудие преступления».
Последняя сентенция особенно интересна: законопроект, по словам Яровой, уже поддержан МВД и Верховным судом. Но ранее редставители ВС не раз подчеркивали. что «транспортное средство не может считаться орудием преступления и может принадлежать другому человеку, который к преступлению отношения не имеет, а нарушитель управлял им по доверенности или иному документу». Аналогичную позицию неоднократно высказывало и правительство РФ: идея конфискации машины у собственника, не имеющего отношения к преступлению, противоречит «принципам Конституции о защите частной собственности». ВС также заметил, что даже самые серьезные нарушения ПДД, которые привели к смерти, совершаются по неосторожности, а значит, машина не является орудием преступления и конфискована быть не может.
Чей туфля?
До сих пор не ясно, как осуществлять конфискацию у владельца автомобиля, на котором совершено правонарушение, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. По его мнению, ни МВД, ни Верховный Суд пока не сформулировали, каким образом будут фиксироваться эти нарушения, в частности, превышение скорости на 60 км/ч и более.
«На данный момент все превышения скорости у нас фиксируются камерами, а за это законом установлен только штраф, лишение прав возможно только при оформлении правонарушения непосредственно на месте сотрудниками ГИБДД. Кроме того, существует проблема с формулировкой «выезда на полосу встречного движения». По сути, сейчас санкции могут наложить и на того, кто без умысла, по неосторожности пересёк разметку двумя колёсами, объезжая, например, неаккуратно припарковавшегося таксиста, и наказание будет такое же, как у человека, допустим, следующего по второму ряду встречного движения на Кутузовском проспекте. Новые инициативы Яровой могут спровоцировать перегибы под благовидным предлогом.
Кроме того, для внесения в закон практики конфискации, придётся учитывать множество обстоятельств, когда нарушение ПДД было осуществлено не самим владельцем ТС, а другим лицом. У вас может быть две машины, одну вы дадите на несколько дней другу – и как в этом случае контролировать, в каком состоянии и как именно он эту машину эксплуатирует? У нас принято ссылаться на практику других стран. Например, суровые наказания за опасное вождение предусмотрено в Германии. Но для анализа их опыта нужно долго и кропотливо разбираться, правильно трактовать сами законы и учитывать ряд других тонкостей» - считает Сергей Радько.
Не с той стороны
Законодатели подходят к решению проблемы не с той стороны, считает координатор движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов.
«Конфискация автотранспорта – не решение. Как конфисковать, например, автомобиль каршеринга? Или фуру, оформленную на юрлицо, в кузове которой груз, принадлежащий третьей стороне? Этого в законопроекте не написано. Подобные поправки создадут гораздо больше проблем как раз для третьих лиц – владельцев автопарков, транспортных компаний, такси и так далее. Будут наказаны люди, не имеющие отношения к преступлению.
Статистика нетрезвых и опасных водителей выросла в последние годы, это несомненно, но проблема не в недостаточно строгом наказании. У нас каждый резонансный случай оборачивается очередным «закручиванием гаек», но мало кто задумывается, что приводит к обострению. Яровая указала на следствие, но не причину. Почему наши водители вдруг стали чаще садиться за руль без прав? Элементарно: на дорогах стало гораздо меньше патрулей ДПС. Обычные люди привыкли, что подавляющее число штрафов выписываются камерами в автоматическом режиме. Лишили прав, допустим, на 3 месяца. Какова вероятность «нарваться на гаишников», передвигаясь по хорошо знакомому району? Минимальная. Все знают, что если случается ДТП без пострадавших, ожидать приезда экипажа ДПС можно часами. Руководство ГИБДД снизило количество патрулей, поэтому недобросовестные водители просто не боятся выезжать на дорогу. В целом городском округе могут выезжать на патрулирование два-три экипажа. Это ненормально. В своём районе все автолюбители знают места, где могут стоять полицейские, эти опасные точки легко объехать. Количество живых сотрудников ДПС на дорогах надо увеличивать».