Отменяются мероприятия, закрываются границы, люди выбирают "заморозку" проектов, с полок пропадают любимые товары. Что делать в сложившейся ситуации, если у вас свой бизнес? Если ваши клиенты не уверены, что продолжат работу? Если вам хочется просто отдохнуть и отключиться от происходящего или вы готовы делать, но не знаете что?
Действуйте пошагово, не перепрыгивая шаги:
1. Сначала восстановите силы на поддержание собственного спокойствия
Паника, страх, тревога внутри мешает трезво мыслить. Не принимайте решений в панике. До того, как продолжить работу и начать помогать другим, помогите самому себе. Из "минуса" вы не сделаете мир лучше.
Что поможет успокоиться:
- отключение уведомлений, новостей
- время наедине с собой, занятия хобби, общение с людьми, которые в состоянии не скатываться в разговоры о кризисе, политике, проблемах
- хорошая еда, достаточное количество воды, спортивная нагрузка, прогулки, сон не менее 8 часов
- медитации, дыхательные техники, искусство, сериал
- обращение к специалисту
2. Когда справитесь с паникой, подумайте, какой выход для вашего бизнеса сейчас самый прибыльный (или хотя бы менее убыточный).
Ищите не проблемы, а новые идеи. Предпринимательство — это адаптация к окружающему миру, поиск новых возможностей, и этим мы с вами, владельцы бизнеса, и должны заниматься.
У меня микро агентство по маркетингу, я пересмотрела:
- продукты (Добавила услуги по соцсетям Вконтакте, Яндекс Дзен)
- источники трафика (Сейчас больше смысла имеет вкладываться в сайт, и вести блог на сайте, чем пытаться освоить российские соцсети, которые всё ещё не готовы к приходу бизнеса)
- площадки для контента (Завела Дзен, telegram-канал)
- tone of voice (Сейчас все как-то звучат приглушенно, мне тоже захотелось более глубокого и объемного контента, меньше развлекательных постов, плюс важно убрать триггеры)
- преимущества (Людям уже не нужно что-то среднее, туманные обещания сейчас не прокатят: будет развиваться либо самый дешёвый продукт, либо vip сервис. Либо удешевляйте продукт, отсекая лишнее и неважное, либо делайте действительно лучший продукт и сервис, и отразите это в ваших преимуществах. Конкретно расскажите клиентам, как вы заработаете им деньги)
- специализацию (У меня уже есть магазин на Wildberries, я продолжаю его активно развивать, также есть наработки в другой сфере, которую я тоже буду продвигать. Если у вас один источник дохода — вы в шаге от бедности)
3. Сократите затраты
Всё, что прямо сейчас не является важным и срочным, не важным, но срочным, срочным, но не важным, нужно отбросить. Матрица Эйзенхауэра вам в помощь.
4. Обратите внимание на рекламный кабинет во Вконтакте
Он вполне рабочий. Есть информация, что разработчики активно его допиливают. Нововведения тут: https://vk.com/business Подпишитесь на сообщества https://vk.com/targethunter https://vk.com/cerebro_vk https://vk.com/business? Также вы можете ко мне обратиться за помощью в настройке рекламы.
5. Замещайте
Если у вас импортный товар или материалы для производства, подумайте о российских аналогах. Если у вас монобренд – дополните его другими товарами: другой ценовой категории, от другого производителя и т.д. Это поможет, если кто-то из поставщиков прекратит поставки.
6. Займитесь сайтом
Стало ясно, что соцсети - ненадёжные площадки, где вы можете легко попрощаться со всем своим контентом, подписчиками, вложениями и никто даже не подумает вам это компенсировать. Развивайте сайт, он точно никуда не денется, и ваши вложения не превратятся в тыкву. Выбирайте российские платформы, сервисы и регистраторы доменов.
На сайте легко можно вести блог (особенно хорошо, если вы будете писать seo статьи). А ссылками на посты на вашем сайте вы уже можете делиться в соцсетях.
Таким образом ваш сайт возможно подрастёт в поисковой выдаче, и вы будете более независимы в интернет-пространстве.
7. Проверьте, насколько вы хороши онлайн
Это касается работы приложений, посадочных страниц, российских социальных сетей, онлайн-чатов и поддержки. Сейчас время повышать качество своего присутствия онлайн: делайте больше полезного, важного, действительного стоящего контента.
8. Не останавливайте рекламу и продажи
Именно предприниматели первыми должны адаптироваться. Это наша с вами основная задача. Если человеку хочется остановить бизнес - значит у человека "остановилась" жизнь, и всё в голове тоже "остановилось". Да, можно позволить себе отдохнуть, перезагрузиться или погрустить пару недель. Более долгая остановка будет дорого стоить. Если есть силы — помогите ближним поддержать дух и не опускать руки.
9. Проведите независимый аудит
Иногда сокращение затрат на рекламу не приводит к сокращению лидов. Возможно, где-то есть неэффективные каналы, за которые вы платите. Возможно, есть неэффективные сотрудники, которые как балласт. Избавьтесь от лишнего.
10. Откажитесь от продвижения «сложных» продуктов, на которые вы тратите слишком много сил и денег
Выберите один или несколько продуктов, которые приносит вам бОльшую прибыль, и которые хорошо продаются. Сделайте имеющиеся продукты более понятными для покупателя. Покупатель должен либо экономить, либо зарабатывать, либо хорошо развлекаться с помощью вашего продукта.
Всё "сырое" и непонятное - отложите на потом. Как только продажи станут стабильными — выделяйте дополнительные силы на создание новых продуктов.
11. Подумайте о скидках, акциях и подарках
Это всегда приятно и важно для клиентов, а вы таким образом проявите лояльность и поддержку в это непростое время. Сейчас всем нужна забота. Это могут быть бесплатные вебинары, бесплатная доставка в определённом регионе, бесплатные дополнительные материалы и т.д.
Главное - делайте это этично. Нагнетать проблемы, а потом говорить "купите мой курс по спокойствию со скидкой 88%" — это мерзко.
Внимание: не снижайте цены на услуги. Если многие так сделают в поисках хоть какой-то работы, это может привести к снижению средней цены по рынку на данный вид услуг. Цените свой труд. Если не получается зарабатывать так же на тех же товарах и услугах — добавляйте новые источники дохода.
12. Не нагнетайте панику, но и не избегайте проблему
Читать сейчас веселые посты или страшные предсказания апокалипсиса и рассуждения о сахаре многим невыносимо. Расскажите клиентам о переменах в вашей работе. О том, что вы сейчас делаете, как адаптируетесь. Если у вас агентство – проведите консультацию или встречу с клиентами, расскажите, будут ли меняться (и как) условия работы и цены, какие варианты антикризисной поддержки вы можете предложить.
В моём агентстве все клиенты получили "антикризисный план" через день после того, как стало понятно, что те каналы, которыми мы пользовались раньше, будут недоступны.
Оставайтесь людьми, берегите себя и не забывайте о сути предпринимательства. Если люди, которые работают в найме ещё сохраняют иллюзию о стабильности, то те, кто работает на себя, должны её отбросить сразу, иначе любые изменения будут выбивать вас из колеи надолго. Хотя ещё неизвестно, что стабильнее - работа в найме или на себя. Но об этом в следующий раз.
Научитесь любить перемены и воспринимайте их как возможности.