Человечество занимается книгопечатанием уже много веков. Печатные станки позволили сделать книжную продукцию более доступной и массовой. И это всем давно известный факт. Но не только массовость книг стала следствием широкого распространения печатных технологий. Печать, положила начало средствам поистине массовой информации – газетам.
Печатные газеты существовали уже в XVI – XVII веках. И хотя изначально их тираж на современный взгляд был довольно невелик, со временем, газета, являющаяся до изобретения радио и телевидения единственным достоверным источником новостей, стала спутником каждого грамотного человека.
Ах, да, интернета у них тоже не было.
Уже к концу XIX , началу XX века, газеты мало чем отличались от современных. Новости, аналитика, объявления, и, конечно же, фотографии. Да, фотографии. К слову, в конце XIX века, фотографиями в газетах было уже никого не удивить. Но на заре своем, это наверняка казалось чем-то фантастическим.
Нет, правда, вы когда-нибудь задумывались о том, как фотографии в ту далекую эпоху появлялись на газетных листах? Это сейчас, когда человечество имеет на вооружении какую хочешь цифровую технику, какие угодно методы и способы печати, с этим не возникает никаких проблем. Несколько движений компьютерной мышью, пара нажатий на кнопки, и вуаля.
Но в эпоху фотопластин, когда еще не было ни цифровых фотоаппаратов, ни компьютерной верстки. Как же им это удавалось?
Хочется написать что-то типа «на самом деле всё очень просто», однако просто это уж точно не было. Процесс печати фотоизображений в газетах был относительно сложен и многоэтапен.
Вообще надо бы поподробнее остановиться на том, как вообще печатались газеты. А то, что там изображения, некоторые, как выясняется, даже о том, как в газетах текст появлялся, имеют весьма смутное представление.
В те стародавние времена, газетные полосы верстались при помощи клише – букв и слов, которые вручную складывали в предложения и целые статьи. Ну а дальше всё просто. Смазываешь получившуюся форму типографской краской, прижимаешь лист и получаешь оттиск.
Ну в том случае если тираж крупный, изготавливали еще и копии набранных страниц в виде монолитных металлических пластин. Это позволяло печатать газеты сразу на нескольких машинах одновременно.
Ну а что же с фото? Как его перенести на газетный лист? Здесь нам на помощь приходит смекалка и … химия.
Сперва имеющуюся фотографию, нужно было особым образом перефотографировать, чтобы получить из неё негатив необходимого для газетной полосы размера. После чего, негатив кладут на металлическую пластину, покрытую очень хитрым водорастовримым раствором, и отправляют в солярий под мощные лампы.
Для чего? Дело в том, что проходя через светлые участки негатива, свет от лампы как бы высушивает находящийся под ними раствор. Из-за чего он дубеет. А те же участки, что оказались под темными, непрозрачными частями, так и остаются растворимыми в воде.
Ну а что дальше? Тут и так всё понятно и логично. Пластина принимает ванну, и с тех её участков, что были защищены от ламп непрозрачными темными участками негатива, раствор благополучно смывается. Ну а на остальных, там где эта химия задубела, он остается.
Осталось опустить пластину в кислоту для травления и рельефное клеше готово. Намазывай краской, прикладывай к бумаге, и… Или нет?
В некоторых организациях и по сей день пользуются таким приспособлением как факс. Вот те из вас, кто когда-то имел, или имеет с ним дело, вспомните, пытались ли вы передать по факсу документ с фотографией, или иным изображением? Что получилось на выходе?
Дело в том, что факсовый аппарат не умеет передавать полутона. У него всё просто: либо черное, либо белое. А без полутонов, никакая фотография разумеется не получится. Тот же результат вас ждет и если вы просто намажете трафарет краской. Эта краска не умеет где-то становиться светлее, а где-то темнее.
Так что же делать?
И здесь нам на помощь приходит хитрый оптический прибор под названием растр. Дело в том, что на том этапе где мы перефотографировали наш исходный снимок, делали мы это не просто так, а с использованием этого самого растра. Представляет он из себя, по сути, сетку с дырочками. Свет проходя через неё, разделяет изображение на точки. Таким образом, если присмотреться, изображение и состоит из множества этих точек. На той самой пластине, которую мы потом будем греть, мыть и опускать в кислоту, более темные участки изображения, остаются в виде точек с более высокой плотностью на квадратный сантиметр, а там где участки должны быть более светлыми, эта плотность соответственно ниже.
Таким образом, наше клише, а значит и последующая фотография, будет состоять из точек, помогающих передавать полутона.
Можете присмотреться к любой фотографии в газете и увидите, что именно из таких точек она и состоит. Да, эта технологии в несколько измененном виде используется и по сей день. К чему такие сложности? Да просто данный способ печати при больших тиражах куда выгоднее и экономичнее. Так что, несмотря на всю современную цифровизацию, старые проверенные технологии, еще послужат людям.