Найти в Дзене

Было ли детство Иоганнеса Брамса таким трудным, каким его часто описывают?

Во многих источниках о жизни Иоганнеса Брамса можно встретить описания того, как будущий композитор юношей играет в портовых кабаках Гамбурга, чтобы заработать деньги для своей большой семьи. Тем драматичнее выглядит история таланта, пробивающего себе дорогу. Впрочем, некоторые биографы Брамса пишут об этом времени в гораздо менее мрачных тонах. Действительно, его отец Иоганн Якоб Брамс, бравшийся за разную работу, в том числе игравший на контрабасе в местном оркестре, не был богат, но и не давал семье прозябать в бедности. К тому же после Наполеоновских войн немецкие города, в частности бюргерский Гамбург, довольствовались мирным благополучием.
Так, Иоганн Якоб, рано заметивший музыкальную одаренность сына, имел средства нанять для него лучших в городе учителей. Юный Иоганнес брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Виллибальда Косселя и Эдуарда Марксена, а позже гастролировал с венгерским скрипачом Эдуардом Ременьи. Уже в те годы Брамс проявлял больший интерес к сочинению музыки, че

Во многих источниках о жизни Иоганнеса Брамса можно встретить описания того, как будущий композитор юношей играет в портовых кабаках Гамбурга, чтобы заработать деньги для своей большой семьи. Тем драматичнее выглядит история таланта, пробивающего себе дорогу.

Впрочем, некоторые биографы Брамса пишут об этом времени в гораздо менее мрачных тонах. Действительно, его отец Иоганн Якоб Брамс, бравшийся за разную работу, в том числе игравший на контрабасе в местном оркестре, не был богат, но и не давал семье прозябать в бедности. К тому же после Наполеоновских войн немецкие города, в частности бюргерский Гамбург, довольствовались мирным благополучием.

Так, Иоганн Якоб, рано заметивший музыкальную одаренность сына, имел средства нанять для него лучших в городе учителей. Юный Иоганнес брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Виллибальда Косселя и Эдуарда Марксена, а позже гастролировал с венгерским скрипачом Эдуардом Ременьи. Уже в те годы Брамс проявлял больший интерес к сочинению музыки, чем к карьере исполнителя, чем вызывал разочарование Иоганна Якоба.

Эдуард Ременьи (слева) и Иоганнес Брамс, 1852
Эдуард Ременьи (слева) и Иоганнес Брамс, 1852

«Если бы мой отец был бы жив сейчас, — признавался композитор позже в разговоре с другом, — а я занимал бы место концертмейстера вторых скрипок в оркестре, тогда я, по крайней мере, мог бы сказать ему, что чего-то достиг». Как мы знаем, судьба повела Иоганнеса Брамса чуть дальше, причем во многом именно благодаря усилиям его отца.

🎻 10 апреля в Большом зале Московской консерватории москвичи смогут услышать его Третью симфонию в исполнении БСО им. Чайковского под управлением маэстро Владимира Федосеева (между прочим, редчайший сейчас случай, чтобы Федосеев сам вставал за пульт!).

Подробная программа вечера и билеты