Найти тему

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА ОБ ИСКУССТВЕ ВЕРЫ

"Нет искусства , более трудного для овладения, чем искусство веры, - говорила святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна, - а ведь думают, что глубокая вера является без усилий. Конечно, если можешь быть смиренным и доверчивым, как ребенок, тогда, я думаю, Ангел -хранитель подаст особую помощь и искушения пройдут стороной.

"Все - чудо, и ни в чем нет чуда!" Глубокая мысль , ибо все так просто в безграничном величии Божием!"
Все факты из книги "Золотая коллекция писем". Фото великой княгини Елисаветы - мое.  От всей души рекомендую сборник. книга будет интересна не только воцерковленным людям, но и всем, кто ищет свой путь к Богу
Все факты из книги "Золотая коллекция писем". Фото великой княгини Елисаветы - мое. От всей души рекомендую сборник. книга будет интересна не только воцерковленным людям, но и всем, кто ищет свой путь к Богу

Сегодня с утра листала я письма преподобномученицы и наткнулась на трогательную историю. Она писала об одном святом мученике, имени которого вспомнить не могла. Но это "упущение" не столь принципиально. Главное - суть.

Итак, жил в непростые для верующих времена христианин. Однажды гонители приволокли его в языческий храм, вложили в руку раскаленный уголь и попросили "всего лишь бросить уголечек в кадильницу!"

Уголечек....
Уголечек....

Подумаешь, какая разница? Ведь ты не совершишь ничего страшного, - уговаривали язычники воина Христова. - Мы даже не будем расценивать это как молитву нашим богам. Ну, что тебе стоит?! Послушайся нас. Что там, какой-то маленький кадильный дымок?!

Но христианин и не думал идти на поводу у почитателей идолов. Он стоял и держал раскаленный уголь в своей ладони.

Было больно, конечно же, но он терпел. Молча. Пока уголь не погас.

Господь был рядом с ним. Христианин не мог поступить иначе, не мог предать своего живого Бога. Да, это не было бы молитвой. Но воскурение означало для язычников молитву. Православный человек не мог пойти на такое. Никакого даже и намека чтобы не было на предательство.

В письмах Елисаветы много ярких художественных образов, красивых метафор. Чувствуется, что она была тонким человеком. Вот вы только почитайте, как она рассуждает о грозе.

Гроза. Возвышенная и прекрасная.  Нашла такую. Вы представляете свою. Пусть у вас в голове звучат "Времена года" Вивальди, наслаждайтесь.
Гроза. Возвышенная и прекрасная. Нашла такую. Вы представляете свою. Пусть у вас в голове звучат "Времена года" Вивальди, наслаждайтесь.

Это довольно интересно. Итак, он признавалась, что чувствует в ней нечто возвышенное и пугающее.

" Кто-то спрячется в страхе, - признается Елисавета, - кого-то она убьет, а кому-то откроет она глаза на величие Божие, - не есть ли это точная картина нынешнего времени?!"

Великая княгиня рассуждала о том, что люди трудятся, молятся, надеются и с каждым днем все больше ощущают Божественное сострадание. И великое чудо, что люди живы.

И такое же великое чудо, что люди начинают ходить в Храм.

МЫСЛИ О НЕБЕСНОМ ОТЕЧЕСТВЕ

Елисавета призывает всегда устремлять свои мысли к Небесному Отечеству.

Делать это для того, чтобы зреть вещи в истинном свете. Раз. И чтобы мы могли сказать: "Да будет воля твоя", видя , что наша Россия разрушена". Два.

Елисавета напоминает, что святая Русь, Православная Церковь, "которую не одолеют врата ада", еще существует и будет существовать всегда.

Тем, кто разделяет ее убеждения, она говорит, что увидят они поистине внутренний свет, что светит среди бури. в кромешной тьме.

Милый друг, это не экзальтация, - пишет великая княгиня.

А в конце своего письма княгиня рассказывает о том, как она раскрыла Евангелие от Луки (9:26)

Вот на этом самом месте:

"Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того и Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов"

Елисавета пишет, что боится причинить боль адресату, просит не считать ее письмо узколобой критикой. Призывает понять, что это всего лишь страх христианского сердца. Ну, а вдруг мы недостаточно суровы в утверждении своей веры - мы не такие, как первые христиане. Мы недостойны Христа.

"Что есть истина? Христос и Пилат". Николай Ге (1831-1894). Третьяковская галерея. холст, масло. 233x171 см,
"Что есть истина? Христос и Пилат". Николай Ге (1831-1894). Третьяковская галерея. холст, масло. 233x171 см,

p.S.

Присоединюсь к размышлениям великой княгини, ибо часто говорю себе в сердце: "Господи, ну почему же я Тебя так часто позорю?!"