Найти тему
Лахта Центр

ЧИСТО ПИТЕРСКИЙ ХАРАКТЕР: ПОДСОЛНУХИ ПЕТРОПАВЛОВКИ

Снег еще не везде растаял, а пляжный сезон в Петербурге открыт. Пока солнце было высоко, а циклон, который на ближайшие дни принесет в город облачность и осадки, не набрал силу, в главном «солярии» Северной столицы — у стен Петропавловской крепости — специально для сообществ «Лахта Центра» побывал фотограф и публицист Михаил Борисов

Ранняя загорающая птичка на Петропавловке — Геннадий в модных голубых шортах и в бронзовом загаре. «Второй день на солнышке», — говорит он. Но верится не очень, вид у него — будто месяц отдыхал в Ялте. На вопрос, как много лет он фанат весеннего загара, Геннадий говорит, что лет, наверное, семь. Он не только загорает, но и ныряет в прорубь, увлекается финской ходьбой. И вообще он настоящий ЗОЖник. «Не все тут любят фотографироваться, да и время раннее, часам к 12 все подтянутся. Там, — он машет рукой за бастион, — Валя (имя изменено. — прим.) загорает, спросите ее, может, тоже сфотографируется».

Валя не признается в том, что она Валя или не Валя, фотографироваться отказывается, и понять ее можно: на одного загорающего тут примерно по три длиннофокусных объектива охотятся за жанровыми сценками Петербурга, да и где еще есть такая наглядная демонстрация гедонизма, кроме как у стен крепости. Главный фотограф ХХ века Анри-Картье Брессон, дважды побывавший в Ленинграде, в 1972 году сфотографировал обнаженную фигуру атлета с расставленными руками на фоне мощи крепостной стены, вольное тело на казенном камне. Этот снимок стал классикой фотографии, одним из самых известных изображений Ленинграда и образцом для бесконечных повторений.

Когда на Петропавловке начали собираться мартовские солнцепоклонники, достоверно не известно, вероятно, в 50-е годы ХХ века, когда проявилась воля к телесному и человеческому. Клубы моржей, здоровый образ жизни, закаливание вошли в моду со времени Оттепели. Любители утренних пробежек для своих маршрутов выбирали эстетский вид на Стрелку и Эрмитаж. Народ купался в Неве, у Кронверка был прокат лодок, и можно было на веслах выйти в реку. Послевоенный Ленинград — город парков, прогулок, пляжей. Купались на Охте и в ЦПКО, играли в волейбол и ходили смотреть матчи ленинградского «Динамо» и «Зенита». Сегодняшние весенние любители ультрафиолета — иконы стиля, центровые звезды. Некоторые привыкли к фотографическому вниманию и принимают позы античных статуй, другие скромно избегают интереса посторонних, подставляя солнцу и чужим взглядам загорелые спины.

#лахтацентр #lakhtacenter #петербург #спб #stpetersburg #чпх