13,3K подписчиков

Как покрасить фигурку человека: лицо, кожу, в деталях? | Как нее превратить модель в куклу?

8,7K прочитали

Уже прошло полчаса, как я сидел возле окна во двор и вертел в руках фигурку стрелка в "тридцать пятом" масштабе. Во дворе бегали собаки, вертелся строительный кран, подавая одну панельку за другой, шло время... и только люди никак не шли через двор, а ведь именно их я хотел бы увидеть с расстояния в 40 метров: очень уж занимал меня вопрос "Что можно разглядеть с такого расстояния"?

Уже прошло полчаса, как я сидел возле окна во двор и вертел в руках фигурку стрелка в "тридцать пятом" масштабе.

Добрый день, читатели и подписчики канала #fon-kraft . Рад приветствовать вас в ввиртуальных стенах моей не менее виртуальной мастерской, где мы с вами творим и обсуждаем стендовые (и не очень стендовые) модели.

Давайте-ка сегодня мы с вами отойдём от техники и рассмотрим создание фигурок персонажей? Начнём, пожалуй, с человека. Ведь именно людские персонажи - частый гость на диорамах. Е если с созданием (сборкой) никаких вопросов, частенько, не возникает, то как только доходит дело до росписи - тут появляется множество вопросов. Давайте разберём основные из них.

1. Масштаб

Тут, вроде бы, всё просто и понятно. Но, вместе с тем, всё сложно и запутанно.

Итак, общепринятые масштабы для человеческих фигурок: 1/72, 1/35, 1/16. Встречаются, конечно, и в масштабах 1/43, 1/24, 1/12 - но с такими, лично мне, доводилось работать только целенаправленно, под заказ.

В зависимости от масштаба меняется, нет не техника росписи, а восприятие фигурки человека.

Давайте отбросим принципиальную математику и просто "привяжемся" к масштабам. Какое оптимальное расстояние для чтения и рассмотрения предметов? В норме: 30-35см. То есть, рассматривая фигурку "семьдесят второго" масштаба, мы, как бы, будем смотреть на человека с расстояния в 20-22 метров. "Тридцать пятый" масштаб - с расстояния 12 метров. Допустим, что это образно и приближённо, но для общего понимания таких допущений будет достаточно.

Соответственно, исходя из этих допущений и будем работать над деталировкой фигурок и лиц. Ошибки в излишней проработке, конечно, не критичны, но фигурки (особенно лица) тогда смотрятся неправдоподобно.

Тот самый случай, когда фигурка выполнена в масштабе, и даже расписана корректно, а смотрится, всё равно, как игрушка
Тот самый случай, когда фигурка выполнена в масштабе, и даже расписана корректно, а смотрится, всё равно, как игрушка

2. Внимание к мелочам

Почему-то очень много моделистов считают, что для большего эффекта модель должна изобиловать тщательной проработкой мелочей. В ход идёт проработка волосяного покрова, деталирование слизистых (губ и рта), и - конёк моделизма - роспись глазных яблок с выделением белка, радужки и зрачка. Правда, почему-то при этом не прорабатываются, например, ногти на руках. Но, видимо, на ногти уже никто не смотрит. И ладно, если это ограничится "тридцать пятым" масштабом. А то ведь встречаются лица и в масштабе 1/72.

Хотя, если разобраться, диаметр глазного яблока человека: 24мм. В масштабе 1/35 его модельный размер составит 0,7мм. Диаметр радужки - 12 мм, а макисмальный диаметр зрачка - 8 мм. В масштабе это, соответственно: 0,34мм и 0,22мм. Не забывайте, что человек не ходит с выпученными глазами. Обычно глазное яблоко прикрыто веками на 2/3 от видимого размера. Вот и получается, что видимый размер глаза - на моделе в масштабе 1/35: 0,5мм длины глаза, 0,3мм - диаметр радужки, и 0,2мм - диаметр зрачка. Это идеальные условия. В реальности же, человек часто щурится от ветра, или пыли, или яркого света. Зрачок, кстати, тоже реагирует на освещённость, уменьшаясь в диаметре. Вот и получается, что проработка столь мелких деталей в масштабе 1/72 и 1/35, зачастую, абсурдна.

Кстати, именно здесь наш умный мозг начинает оказывать нам медвежью услугу, "подсовывая" детали и заставляя "видеть" то, чего нет на самом деле. То есть, мы прекрасно знаем конструкцию глаза, а раз так, то мозг услужливо подсовывает нам видение белка в глазной впадине, хотя физически мы его рассмотреть не можем. Как и радужку, как и зрачок. В качестве такого эрзац-белка (заменителя) мозг опирается на игру теней в системе "веко - поверхность глаза". Блики на ресницах и выступающих кромках век, мозг расшифровывает как визуальное восприятие белка.
вот такая вот физиология зрения.

3. Техника росписи человеческого лица

Так как же правильно расписать человеческое лицо, чтобы фигурка не была похожей на игрушку? Далее буду описывать работу над фигуркой в масштабе 1/35 и более крупным. Если есть необходимость в работе с более мелким масштабом - напишите в комментариях, я создам другую статью.

Уже прошло полчаса, как я сидел возле окна во двор и вертел в руках фигурку стрелка в "тридцать пятом" масштабе.-4

Ну, для начала, придётся "отключить" подсказки мозга и принять, что кожа человека не розовая, как нас учили в школе на уроках рисования. Правильным будет понимание, что кожа имеет желтоватый оттенок. Даже, скорее, светло-оранжевый. Как хорошо разбавленное морковное пюре.

Поэтому для росписи человека нам потребуются вот такие краски (в качестве палитры используются цвета от Vallejo Model Color):

1. V-70876 Коричневый Песок 876 (Brown Sand);
2. V-70815 Телесный Базовый 815 (Basic Skintone);
3. V-70814 Красная умбра 814 (Burnt Cad Red);
4. V-70859 Красно-Черный 859 (Black Red);

К слову, если вы не практикуете краски "Валеджио", то можно ориентироваться просто на их описание. Опять же, у "Звезды" есть уже готовый вариант краски, который так и называется "телесный".

3.1 Грунтовка

Так как размеры фигурки не самые выдающиеся (в сравнение, например, с тем же танком), то лучше всего использовать аэрозольный грунт, который наносим тонким слоем, стараясь покрыть всю поверхность. Если же вы работаете над фигуркой в масштабе 1/24 и выше, то вам может потребоваться даже два слоя грунтовки. Больше двух слоёв наносить не следует - потеряются мелкие детали при дальнейшей покраске. После грунтовки сушим фигурку в течение суток. Но этот процесс можно сократить, используя, например, повышенную температуру окружающего воздуха.

Фигурка, покрытая грунтовкой
Фигурка, покрытая грунтовкой

3.2 Базовый слой

В качестве базового слоя будем использовать краску V-70876 Коричневый Песок 876 (Brown Sand). Если используете аэрограф, то укладываем два тонких слоя. Если же покраска ведётся с помощью кисти, то следует разбавить краску до состояния молока (жирность 2,5%). Обязательно сушим нанесённые слои, чтобы не произошло дальнейшего расплывания и смешивания цветов. На данном этапе у нас должны будут получиться резкие гротескные тени и такие же света.

Нанесение базового цвета. На данном этапе следует хорошенько позаботиться о маскировании тех деталей, которые не попадают под окрашивание.
Нанесение базового цвета. На данном этапе следует хорошенько позаботиться о маскировании тех деталей, которые не попадают под окрашивание.

3.3 Высветление

После высыхания (обычно на это уходит пять - десять минут, если пользоваться аэрографом) можно сделать первое высветление. Для этого смешиваем краски V-70815 Телесный Базовый 815 (Basic Skintone) и V-70876 Коричневый Песок 876 (Brown Sand). Смесь наносится на самые выступающие участки лица: спинку носа, лоб, скулы, подбородок.

Высветляем выступающие крупные участки
Высветляем выступающие крупные участки

Просушив нанесённую краску, и промыв кисти, добавим больше V-70815 Телесный Базовый 815 (Basic Skintone) . Таким образом, получается более светлая смесь для вторичного высветления. Краска должна быть достаточно разбавленной, т.к. она имеет тенденцию к загустению. Для этого можно использовать разбавители Vallejo.

С помощью вторичного высветления прорабатываются более мелкие детали: носогубные складки, верхняя и нижние губы, веки, морщины и складки на коже
С помощью вторичного высветления прорабатываются более мелкие детали: носогубные складки, верхняя и нижние губы, веки, морщины и складки на коже

Третье и последнее высветление наносится почти чистой краской V-70815 Телесный Базовый 815 (Basic Skintone).

На этом этапе должно получиться почти конечный вариант лица: где-то добавили шрамы, где-то - незначительные дефекты кожи. Проработали веки.
На этом этапе должно получиться почти конечный вариант лица: где-то добавили шрамы, где-то - незначительные дефекты кожи. Проработали веки.

3.4 Тени

По своей сути, роспись фигурки человека мало чем отличается от работы с техникой. Только краски другие. После того, как мы высветлили и обозначили выступающие части, самое время позаботиться о тенях, которые подчеркнут рельеф лица (или тела - кто над чем работает).

Тут следует учитывать особенность: лицо всегда обращено к собеседнику, потому диск лица является самым светлым, а бокоые поверхности головы будут темнее.

Для проработки теней смешаем краски: V-70814 Красная умбра 814 (Burnt Cad Red) и V-70876 Коричневый Песок 876 (Brown Sand).

Наносим тени на большие участки: боковая поверхность головы, впадины в ушных раковинах, нижнее веко, боковые поверхности носа.
Наносим тени на большие участки: боковая поверхность головы, впадины в ушных раковинах, нижнее веко, боковые поверхности носа.
Точно так же, как и с высветлением, начинаем прорабатывать более мелкие тени и углубления
Точно так же, как и с высветлением, начинаем прорабатывать более мелкие тени и углубления

Что бы наложить самые глубокие тени автор использует V-70859 Красно-Черный 859 (Black Red).

Уже прошло полчаса, как я сидел возле окна во двор и вертел в руках фигурку стрелка в "тридцать пятом" масштабе.-12

На данном этапе обозначаем грубые свето-тени без каких-нибудь плавных переходов от одного цвета к другому. Он просто выделяем самые контрастные участки лица для придания ему характера и жизненности.

3.5 Полутона

Теперь начинается самое интересное. Настало время сделать плавный переход от одного нюанса к другому используя теже самые световые, теневые и базовые цвета, но только очень разбавленные.

Проработка полутонов с помощью градиентной окраски
Проработка полутонов с помощью градиентной окраски

Отмечу, что для придания полутонов и необходимости сделать плавный переход между вторым и третьим высветлением, следует наносить третью смесь поверх второй, а вторую поверх третьей до тех пор пока не исчезнет граница между двумя тонами. Это достигается путём наложения слоёв достаточно жидкой краской. Используйте очень тонкий слой.

Довольно тяжело объяснить правильную консистенцию разбавленной краски, но это что- то среднее между грязной водой и разбавленным молоком.

3.6 Проработка деталей: волосы, брови, глаза

Окончив покраску лица, переходим к деталям: глаза, веки, щетина, а так же другие детали, как например, шляпу, волосы, воротник мундира, все то что придает характер лицу, и создает определенный контраст.

Отмечу, что в "тридцать пятом" масштабе нет нужды выделять белки глаз, так как их, зачастую, просто не видно в реальном расстоянии. А уж математические выкладки я приводил в самом начале статьи. Но можно слегка притемнить уголки глаз, что, в итоге, даст нам точно такое же восприятие: светлая центральная часть и тёмные впадинки по краям глаза.

Уже прошло полчаса, как я сидел возле окна во двор и вертел в руках фигурку стрелка в "тридцать пятом" масштабе.-14

Для того что бы нанести видимость небритости, следует добавить к раствору, которым была выкрашена кожа, черную краску. Щетина под подбородком красится смесью самых глубоких теней и черной краски. В принципе берется краска, которой красился данный участок лица и добавляется черная краска (например, щетина на верхней губе - второе высветление + черная краска).

Для создания градиента следует использовать сильно разбавленную краску, чтобы перекрыть границы между тонами.

В конце работы окрашиваем волосы, высветляя отдельные пряди и локоны, так же как и брови и нижнюю губу (глубокая тень + легкий мазок светлой краски по центру).

В финале можно слегка подретушировать глаза, некоторые высветленные области головы и уши.

Финальное исполнение.
Финальное исполнение.

На этом мастер-класс можно считать законченным.

Желаю всем творческих успехов.

Если статья понравилась - ставьте "лайки-классы" и подписывайтесь на канал Fon-Kraft, чтобы не потерять его в круговерти похожих и интересных каналов.

А на сегодня больше новостей нет!

#стендовый моделизм #хобби и увлечение #роспись #миниатюры #роспись человека #создание статуэток #масштабные модели #покраска кожи