Найти в Дзене

Световые схемы в студийной фотосъемке

Пару недель назад я наткнулась на фотографии, сделанные мною 10 лет назад в фотостудии Cross Studio, в зале Nord. Тема фотосессии была взята из сказки "Спящая красавица". Нашла моделей и сделала им макияж и прически моя знакомая визажист Алена Макарова, а я всю эту красоту запечатлела в фотографиях

Девушка с летящим платье на фотосессии в фотостудии. Фотограф Надежда Макарова
Девушка с летящим платье на фотосессии в фотостудии. Фотограф Надежда Макарова
Световая схема, использованная при фотосъемке девушки с летящим шлейфом платья. Фотограф Надежда Макарова
Световая схема, использованная при фотосъемке девушки с летящим шлейфом платья. Фотограф Надежда Макарова

Я много лет работаю ещё и преподавателем по фотографии, в том числе студийной, и могу, глядя на любую фотографию в интернете, рассказать - как она была снята и сколько в ней в процентах Фотошопа. Так вот, взглянув на кадры со "Спящей красавицы", могу сказать, что не помню точно какие использовала осветители (портретная тарелка, софтбокс, октобокс, стрипбокс, рефлектор и т.д.), но могу точно на 99,9% рассказать по видимому световому рисунку: сколько осветителей, на какой высоте, под каким углом, какой мощности относительно друг друга, в каком направлении стояли.

Оценивая эту фотографию с девушкой в летящем платье, я вижу, что в основном использовались насадки на осветители, которые дают мягкий свет, с мягкими полутоновыми тенями, как облачное небо, - это софтбоксы разной модификации.

На лицо девушки направлен софтбокс, диаметром, примерно, 50 см, и от него самый яркий свет на лице, чтобы внимание зрителя в первую очередь было привлечено хорошо освещённым лицом модели, потому что при съемке человека - самая важная часть в его внешности - лицо, на котором отражаются чувства, мысли и эмоции.

Следующий свет по яркости - верхний, он виден на волосах девушки, плечах, руках и вскинутом вверх шлейфе платья. Я не помню, какая насадка стояла на осветителе, но очень похоже на стрипбокс, установленный на "журавль" слева и сзади модели, поднятый выше роста модели и развернутый так, чтобы свет падал сверху. Такое использование света можно встретить во всех голливудских фильмах 30-50-х годов ХХ века. Это классика. Этот свет в фотографии и в кино создаёт ощущение воздушности, лёгкости, отсутствия потолка - как будто солнце светит через окошко сверху.

Так как свет на лице просвечивает только, примерно, до середины бедра модели, то, если не использовать дополнительные осветители, платье будет темным, тусклым. Поэтому, перед моделью справа на полу стоит фотозонт на просвет, который освещает платье снизу, а слева стоит белый отражатель, от которого, отраженный от верхних осветителей, свет заполняет тени на платье слева, и мы видим детально все складки, без провалов в тень и серость.

Справа за моделью стоит стрипбокс, свет от которого попадает на фон, но, к сожалению, слабо подсвечивает контур модели. Дело в том, что эти кадры с летящим платьем были мною сняты уже в конце 2-го часа фотосессии, когда у меня уже была и физическая, и эмоциональная усталость, и внимание притупилось, поэтому не заметила,что стрипбокс справа стоит далековато от модели. Вообще нормальные фотографии профессиональный фотограф может создавать в течение 2-3 часов, а дальше у него будет как в поговорке "с пивом для сельской местности и так сойдёт", то есть фотограф перестает адекватно оценивать результаты своей работы, не замечает ошибок, приходит чувство пофигизма от усталости. А это неправильно. Фотографировать надо в полную силу, чтобы, выложившись на съемке, меньше потом тратить время на Фотошоп и исправление своих недочетотов.

Я всегда об этом говорю, испытав на себе, что фотосессия может быть не дольше 3 часов подряд. И не только фотограф, но и модель устает, эмоции уже не столь яркие, позировки деланные, уходит естественность и искусство и приходит ремесленничество.

И, кстати, внимальный зритель увидит, что левую руку снизу я подсветила дополнительным светом, а правую - нет, и в нижней части правой руки по краю - черная полоса.

Рассказывая про схемы не устаю повторять: все индивидуально. Невозможно в точности одну световую схему перенести на другую фотографию при съемке. При съемке я не схему из осветителей ставлю, а ставлю осветители по задаче: что я хочу сделать ярким акцентом, что - дополнительным. В этой фотографии с девушкой 2 верхних света яркие, а остальные по мощности слабее на 1-2-3 ступени, потому что они всего лишь подсвечивают и ничего не выделяют.

Кстати, в последний месяц был кто-то из вас на студийной фотосессии? Поделитесь впечатлениями.

#фотография #психология #фотопозирование #фотографмосква #фотошкола #макияж #визажист #фотомодель

 #световаясхема #фотошкола