В долгих отношениях между Фэшн и Артом, Мода (Фэшн) всегда была «младшей сестрой». Великие кутюрье переносили образы, созданные художниками, на свои творения, совместно с художниками создавали новые модели, определяли стиль своей очередной коллекции по тому или иному течению в искусстве.
Художники также создавали моду, или напрямую, или в качестве приглашенных модными домами «контрибьюторов».
Достаточно вспомнить ставшими хрестоматийные примеры:
- костюмы Дягилевских сезонов, созданные Леонидом Бакстом, Натальей Гончаровой, nota-ben Михаилом Ларионовым, Пабло Пикассо и другими; влияние русского авангарда на мировую моду;
- шляпу-туфлю Эльзы Скиапарелли 1937 году по идее Сальвадора Дали (в коллекции В и Альберт Музея в Лондоне);
- коллекцию 1965 года платьев «Мондриан» Ива Сен-Лорана (в коллекциях Райксмузеум Амстердама, В и А Музее в Лондоне, Метрополитена в НЙ);
- работу Такаши Мураками и Джефа Кунса для Луи Виттона,
- необыкновенный дизайн обуви архитектора Захи Хадид.
Но учебники – не единственный источник знаний. Стоит с интересом посмотреть на мир вокруг – и можно легко понять, насколько тесно и давно связаны мода и искусство.
При этом, однако, Мода традиционно считается легкомысленной, имитативной, эфемерной, коммерчески ангажированной, ориентированной в основном на поп-культуру, демократичной...
А Искусство – серьезным, благородным, интеллектуальным, «не для всех»….
Так ли это ?
Вглядимся повнимательнее:
- вот в огромном ангаре - большая прямоугольная платформа из неструганых досок. Резкое флюорисцентное освещение сверху… постепенно угасает… на подиум выходит модель в черном фраке. На ногах – как кажется – пара коричневых кожаных ботинок. Она доходит до конца подиума,…свет снова становится ярким… И все узнают Эйми Маллинз – чемпионку Паралимпийских игр. То, что выглядело кожаными ботинками, на самом деле – вырезанные вручную деревянные протезы. Эйми родилась без малоберцовых костей и в годовалом возрасте подверглась ампутации обеих ног ниже колен.
Дизайнер протезов – Александр МакКуин – для этого проекта использовал сохранившуюся в архивах информацию о работе Гринлинга Гиббонса, резчика по дереву, жившего в 17м веке.
И речь идет о презентации коллекции "N13" Маккуина в 1998 году.
Их было много других, и до и после. И каждый раз – вызов, скандал. МакКуина окрестили "хулиганом от Британской моды". Сам дизайнер обронил как-то: «Фэшн – это большой мыльный пузырь. Как мне иногда хочется его проткнуть!».
И всякий раз он заставлял думать и чувствовать:
– и когда принуждал собравшихся ВИПов, задержав шоу на два часа, разглядывать самих себя в зеркале – без музыки и каких-либо прочих "наполнителей", просто под звук, воспроизводящий пульс бьющегося сердца ("….я следил за этим на мониторе, все они старались не смотреть на самих себя….Как это было классно в фэшн индустрии – повернуть все это лицом к ним самим .!!!!» - McQueen, VOSS-show, 2001),
– и когда представил поэтический и мрачный панегирик своей «малой родине», Шотландии, - в осеннем показе 2006 года «The Widows of Culloden », и в другом шоу, «Изнасилование в горах Шотландии» 1995 года,
- и когда представлял варианты мутации человека вследствие экологической катастрофы в последнем своем шоу «Plato's Atlantis » в октябре 2009 года.
Прошедшая в 2011 году в Метрополитене в Нью-Йорке и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне ретроспективная выставка МакКуина « Дикая Красота » собрала беспрецендентное количество посетителей, около полумиллиона каждая. По словам куратора выставки, Эндрю Болтона, «как и его шоу, его фэшн побуждал крайне противоречивые реакции публики, часто дестабилизирующие и трансформирующие, превышающие наши способности самоконтроля и рационального восприятия».
Другим дизайнером, удостоившимся выставки в Метрополитен (2017), стала Рей Кавакубо («Ком де Гарсон»). Рей Кавакубо «.. размыла границы между фэшн и артом», - так высказался бывший директор Метрополитен Томас Кэмпбел.
Кавакубо, которая считается «самым важным» фэшн-дизайнером в мире, настаивает на том, что она «не делает одежды». Одно из ее шоу несколько лет назад так и называлось – «Not Making Clothes ». Многие ее модели одежды – «unisized » ; одно время она отказалось от использования зеркал в примерочных – с тем, чтобы клиент мог сосредоточенно «прочувствовать» одежду.
Она – концептуалист. Визионер. Создающий «носимые произведения искусства, которые используют тело так же, как скульптура – подставку или картина – стену» (Ann Binlot « Art of the In-Between » 23.06.2017).
В 2013, Карл Лагерфельд устраивал представление коллекции Шанель в Гран Пале в Париже. Называлось оно «АРТ». Журналисты и критики искусства, такие как Франк Перрен и Армель Леттурк, основатели Crash Magazine , в своих статьях писали, что своим шоу Лагерфельд «…иронично и интеллигентно подверг ревизии статус современного искусства сегодня..»; «…создал грандиозную постановку, которую можно считать полноправным художественным событием…», «… возвел фэшн-шоу в ранг «мета» - художественного произведения…» , «…взял все «языки» современного искусства и перемешал их»… Перрен и Леттурк делились своими ощущениями: «Мы как будто попали в художественную галерею… Шоу ничуть не походило на имитацию художественного процесса, оно превратилось в огромную галерею , выставляющую реальные произведения искусства» …..
О чем говорят все эти примеры ?
Как нам представляется, - о том, что в мире, где социальная жизнь вращается вокруг известности и лайков, самые талантливые из дизайнеров моды стали главными «поставщиками» имиджей, – как через «носимые предметы искусства» и ориентирующуюся на них массовую моду, так и через фэшн-перформансы. Возникла отдельная сфера культурной жизни, на стыке моды и искусства, которую можно назвать «Фэшн Арт».
Если вспомнить слова Марины Абрамович о разделении искусства на несущее «живую энергию» и хранящее «неживую» (live energy vs. still energy), где под «живой энергией» она подразумевала перформансы, то нельзя не признать Фэшн Арт наиболее ярким на сегодня и самым динамичным видом искусства. Другая авторитетная в современном искусстве персона – критик, писатель и главный редактор журнала «Art press» Катрин Мийе утверждает, что «искусство, в первую очередь, - это открытое пространство, сфера свободы мыслить и действовать по-иному, во времена, когда идеология и философия общества находится в кризисе…»
Видимо, и с этой точки зрения Фэшн Арт нельзя не признать полнокровной и полноценной сферой современного искусства.
Кроме перформансов и музейных выставок, Фэшн Арт в самые последние годы создал
- « Фэшн Театр » , самый свежий пример которого – «Фэшн Фрик Шоу» Жана-Поля Готье, которое в настоящее время и до 21 авпреля 2019 года дается в Париже в «Фоли Бержер»
- Фэшн-фильм и фестиваль фэшн-фильмов (первый фестиваль – в Барселоне в 2017 году)
- Фэшн –Опера – в июле 2016 года в Новосибирске состоялась премьера фэшн-оперы « Аида » режиссера Вячеслава Стародубцева.
Все эти формы Фэшн-Арт насыщаются самым свежим и актуальным социальным содержанием. Большинство художников-дизайнеров могли бы сказать влед за МакКуином (может , не так резко) : « поглощаю от общества и выплевываю обратно ».
Справедливости ради, но ни в коем случае не претендуя на полноту списка, необходимо назвать и других творцов Фэшн Арта – дизайнеров и художников:
Джон Гальяно, Вивьен Вествуд,, Петер Страйкен, Роберто Капуччи, Исей Мияки, Хусейн Чалоян, Фрида Калло, Виржил Аблох, « новотехнологичные »– Ирис Ван Херпен, Кейси Рис, Том Галлан, «экологичные» - Стелла МакКартни и другие. Создаваемый ими и доносимый до сознания миллионов "иконами моды" – такими как Дэвид Боуи, Йоко Оно, Леди Гага, Бьорк, Кейт Мосс, Карди Би и прочие, - ФЭШН АРТ приобрел черты самостоятельной, актуальной и необыкновенно притягательной сферы современного искусства.
Текст предоставлен агентством "Карредор Монако Лтд." www.carredor-monaco.com
#мода #мода искусство #современное искусство #арт #искусство #искусствоведение #art #fashion #contemporary art #стиль