Найти тему
ДАПАМОЖНІК

Постановление по делу №3184 Онушко Михаила Филипповича, г. Львов от 25 января 1960 года

“УТВЕРЖДАЮ”

ЗАМ ВОЕННОГО ПРОКУРОРА ПРИКВО

ПОДПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ

/В.МЕРЗЛЫХ/

“29” января I960 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Постановление по делу №3184 Онушко Михаила Филипповича, г. Львов от 25 января 1960 года

25 января I960 года

гор. Львов

Пом. военного прокурора ПрикВО подполковник юстиции ЛИМАНОВ, рассмотрев в порядке надзора дело по обвинению -

ОНУШКО Михаила Филипповича, 1906 года рождения, уроженца и жителя села Марья-Воля, Владимир-Волынского района, Волынской области, крестьянина, украинца, беспартийного, женатого, с низшим образованием, ранее не судимого, -

НАШЕЛ:

ОНУШКО М.Ф. по постановлению Особого Совещания при МГБ СССР от 28 апреля 1948 года на основании ст. ст. 54-1 “б” и 54-II УК УССР заключен в ИТЛ сроком на 25 лет за то, что он:

Будучи рядовым Советской Армии, в начале Великой Отечественной воины дезертировал из части и перешел на сторону немецких захватчиков.

Проживая в селе Марья-Воля служил у немцев старостой сельуправы, жителей села проводил антисоветскую агитацию.

В 1943 году вступил в банду ОУН, на вооружении имел винтовку и исполнял обязанности войсковика.

Летом 1948 года по заданию бандитов ОУН открыл у себя на дому кожевенную мастерскую и с участием 12 человек односельчан вырабатывал в этой мастерской кожу для банд УПА.

Тем-же летом по его приказанию ЛОБАРЬ Петр, ТАЩАК Никита и ТОЛОЧКО Иван откопали могилу двух погибших советских пограничников, изъяли из могилы три гранаты и около 60 шт. патрон и передал их ему ОНУШКО.

В 1941 году он убил одного раненного бойца Советской Армии, а другого избил.

В 1943 году по заданию бандитов вызвал к себе на дом гражданку польской национальности ЗВОЛИНСКУЮ Ванду, которая в его присутствии бандитами была убита.

Под силой оружия для бандитов отбирал у жителей села продукты питания. В своем хозяйстве содержал склад и хранил в нем для бандитов УПА 15 центнеров зерна.

После освобождения от немецких оккупантов Западной Украины, путем шантажа и подкупа проник на должность председателя сельсовета и в этой должности искажал политику Советской власти на селе; освобождал от поставок продовольствия государству кулаков и в то же время облагал непомерными налогами бедняков; срывал ремонт школы.

Во избежание ответственности за свою преступную деятельность, 8 июля 1947 года ОНУШКО намеревался бежать в Польшу, но при попытке перейти госграницу был задержан /л.д. 182-185/.

На предварительном следствии ОНУШКО признал себя виновным лишь в том, что он в начале отечественной войны І941-І945 г.г. дезертировал из советской Армии и проживая в селе, в 1943 г. по заданию бандитов ОУН открыл у себя на дому кожевенную мастерскую, с помощью своих односельчан, 10-12 человек, выработал и передал бандитам ОУН около 30 кож /л.д.74-76/. Во всех других эпизодах обвинения, основанных на показаниях свидетелей, ОНУШКО виновным себя не признал.

Постановлением Центральной комиссии по пересмотру дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления от у августа 1954 года ОНУШКО М.Ф. в пересмотре постановления Особого Совещания при МГБ СССР по его делу отказано /л.д. 210. /

В надзорных жалобах ОНУШКО свою виновность отрицает вообще и указывает, что из рядов советской Армии он не дезертировал, а был пленен немцами, но из немецкого плена сбежал, что в 1943 году станичный банды ОУН действительно привлек его к выделке кож, но для бандитов он “не изготовил ни одной кожи. Я залил их горячей водой, они сварились и начали гнить” /л.д. 199-202, 212-215, 219-240/.

Жалобы ОНУШКО в 1956 году военной прокуратурой ПрикВО проверены в порядке ст. 370 УПК УССР.

Будучи допрошенным по существу жалоб, ОНУШКО на допросе 18 июля 1956 года также показал, что в начале войны он был пленен немцами, что в 1943 году бандиты заставили его выделывать для них кожи, но все кожи ими были испорчены, т.е. залиты горячей водой и сгнили /л.д. 242-243/ однако в процессе проверки материалов дела эти доводы осужденного ОНУШКО своего подтверждения не нашли.

Допросом лиц, которые служили с ОНУШКО в одной и той же роте установлено, что ОНУШКО, в числе ряда других военнослужащих дезертировал из части в первые часы войны и в боях с немцами не участвовал. Однако в связи с изданием Указа Президиума Верховного совета СССР от 7 Июля 1945 года “Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией,” ОНУШКО за эти преступные действия, предусмотренные ст.206-9 п. “а” УК УССР привлечению к уголовной ответственности не подлежал.

Установлено также, что ОНУШКО в 1943 году установил связь с бандитами ОУН, организовал у себя на дому мастерскую по выделке кож для банд УПА и на протяжении всего лета 1943 года с помощью 10-12 человек односельчан вырабатывал в этой мастерской кожи для банд УПА, имея у себя в это время на вооружении винтовку. Все другие эпизоды обвинения ОНУШКО в процессе проверки материалов дела своего подтверждения не нашли.

В связи с этим по протесту военного прокурора ПрикВО, определением военного трибунала того-же округа от 21 ноября 1956 года решение особого совещания по делу ОНУШКО изменено, предъявленное ему обвинение переквалифицировано на ст.ст. 20-54-I “б” УК УССР, а мера наказания, с применением ст.46 УК УССР ему снижена до 10 лет лишения свободы в ИТЛ, с применением амнистии, объявленной Указом президиума верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 года /л.д. 381-383/.

На основании этого определения ОНУШКО из мест заключение освобожден 10 декабря 1956 года /л.д. 390/.

В надзорной жалобе от 19 октября 1959 года ОНУШКО ходатайствует о реабилитации по тем мотивам, что он, выделывая для бандитов УПА кожи сознательно заливал их горячей водой и гноил /л.д. 392/.

Доводы этой, как и других жалоб ОНУШКО о том, что помощи бандитам УПА он не оказывал, что выделанные кожи он гноил и бандитам не передовая, являются не обоснованными.

Допрошенный в порядке ст. 370 УПК УССР свидетель ЖЕРЕБЦОВ Афанасий показал, что в мае или июне 1943 года ОНУШКО организовал на своей усадьбе производство по выделки кож для банд УПА.

Выделкой кож на этом производстве ОНУШКО занимался все лето 1943 года, лично он Жеребцов Афанасий, по предложению ОНУШКО работал у него все лето 1943 года, вместе с ним, под руководством ОНУШКО выделывали на его усадьбе кожи и другие односельчане, не менее 10 человек. Вовремя выделки кож к ОНУШКО часто приезжали вооруженные бандиты УПА. Были случаи, что ОНУШКО, имея на вооружении винтовку, куда-то с бандитами выезжал из села, в село он обратно возвратился с бандитами тот-же или на следующей день, сам ОНУШКО ему говорил, что винтовку ему выдали бандиты для охраны производства по выделке кож /л.д. 253-262/.

Свидетели МИЩУК Иосиф, МИЩУК Илья, ТИМОШ Кирилл, ЗАГАЙЧУК Григорий, ЖЕРЕБЦОВ Иосиф и другие также показали, что все лето І943 года ОНУШКО занимался выделкой кож для бандитов УПА, что лично они под руководством ОНУШКО на его усадьбе также выделывали кожи, что в этот период к ОНУШКО очень часто приезжали бандиты УПА. При этом свидетели МИЩУК Илья, ТИМОШ Кирилл показали, что для производства выделки кож для бандитов УПА их привлек лично ОНУШКО.

Из показаний других свидетелей видно, что к ОНУШКО для выделки кож они были посланы бандитами ОУН.

Кроме этого свидетель ГУРАК Николай, ГАВРИЛЮК София и КИЯХ Михаил, как и свидетель ЖЕРЕБЦОВ Афанасий, показали, что в 1943 г. они ОНУШКО неоднократно видели с винтовкой, с которой он открыто ходил по селу /л.д. 267-278,295-300, 306-310, 327-339, 345-349/.

Никто из этих свидетелей, в том числе и дочь осужденного - свидетельница ОНУШКО Милентина не дали показаний, что ОНУШКО, выделывая для бандитов УПА кожи, сознательно их гноил.

Сам ОНУШКО, признавая себя виновным в оказании пособничества бандитам ОУН-УПА, на предварительном следствии по указанному эпизоду обвинения показал, что в 1943 году, летом, бандиты ОУН предложили организовать ему мастерскую по производству кож. Производить выделку кож он согласился и на своей усадьбе для этой цели произвел необходимое оборудование, в начале от бандита “Семена” он получил для выделки 10 кож и обрабатывал их лично сам. Через несколько дней бандиты доставили ему большое количество сырых кож. Обработать такое количество кож своими силами он не мог и вынужден был прибегнуть к помощи своих односельчан, вскоре у него в мастерской, в его подчинении, по выделке кож стало работать 10-12 человек местных жителей, всего, примерно, в мастерской было выделано 30 кож, которые он передал бандиту “Семену” /л.д. 74/.

При таких данных виновность ОНУШКО М.Ф. в оказании пособничества контрреволюционным бандам ОУН-УПА в выделке кож является доказанной и его эти действия по ст.ст. 20-54-I "б" УК УССР квалифицированы правильно.

Не усматривая оснований для реабилитации ОНУШКО, руководствуясь ст.360 УПК УССР

ПОСТАНОВИЛ:

Жалобу ОНУШКО Михаила Филипповича за отсутствием оснований для его реабилитации оставить без удовлетворения.

Дальнейшее производство в порядке надзора по жалобе ОНУШКО прекратить; истребованное дело возвратить в архив УКГБ по Волынской области.

О принятом решении уведомить жалобщика.

ПОМ ВОЕННОГО ПРОКУРОРА ПРИКВО

ПОДПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ

/ЛИМАНОВ/

-2
-3
-4
-5

ЧИТАТЬ ДЕЛО ПОЛНОСТЬЮ