Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Фильм «Календарь Дьявола» – на редкость классный еврохоррор, не испорченный «повесточкой»

Один из лучших хорроров в этом году. Наконец-то французы и бельгийцы занялись настоящей готикой, а не социальными девиантными экспериментами, типа «Агнца» и «Титана». Ева Русель (Южени Деруан) танцевала «Лебединое озеро», а сейчас ездит на каталке и работает агентом по продажам. Подруга дарит ей на день рождения старинный адвент-календарь, похожий на комод с кучей ящичков. Открываешь их ежедневно до Рождества, а внутри конфетка, исполняющая желание. Календарь желания угадывает. После первой конфеты потерявший память отец звонит и поздравляет Еву с днем рождения. Игра начинается вечером 3 декабря. И так – до Рождества. За исполнение желаний придется платить, и бросить игру не выйдет. За этим из календаря следит демон по имени ich. Сначала он как выскакивающий фанерный чертик, но когда его взбесишь, появляется во плоти и выглядит так, что совсем не к добру. А когда начинает говорить, то еще хуже, поскольку речь без перевода и на немецком. Который не понимает героиня, как и многие зрители

Один из лучших хорроров в этом году. Наконец-то французы и бельгийцы занялись настоящей готикой, а не социальными девиантными экспериментами, типа «Агнца» и «Титана».

 Первая встреча с ich. Просто фигурка из коробки. Кадр из к/ф «Календарь Дьявола».
Первая встреча с ich. Просто фигурка из коробки. Кадр из к/ф «Календарь Дьявола».

Ева Русель (Южени Деруан) танцевала «Лебединое озеро», а сейчас ездит на каталке и работает агентом по продажам. Подруга дарит ей на день рождения старинный адвент-календарь, похожий на комод с кучей ящичков. Открываешь их ежедневно до Рождества, а внутри конфетка, исполняющая желание. Календарь желания угадывает.

После первой конфеты потерявший память отец звонит и поздравляет Еву с днем рождения. Игра начинается вечером 3 декабря. И так – до Рождества. За исполнение желаний придется платить, и бросить игру не выйдет. За этим из календаря следит демон по имени ich.

Сначала он как выскакивающий фанерный чертик, но когда его взбесишь, появляется во плоти и выглядит так, что совсем не к добру. А когда начинает говорить, то еще хуже, поскольку речь без перевода и на немецком. Который не понимает героиня, как и многие зрители, наверно. Кто изучал язык, будет лишен части хоррор-эффекта.

С каждым разом чудеса все более психоделические. Ich с противной мордой появляется все чаще и творит жуть. Его имя, конечно, означает «Я», неслучайно он манипулирует желаниями владельца календаря.

Мрачный доброжелатель из коробки подчиняет личность героини постепенно: сначала творит жесть без ее ведома, потом делает свидетелем, а затем – исполнителем, соучастником. От такого соучастия остается осадочек, поскольку героиня оказывается точно не самым добрым существом на Земле.

Чем ближе к Рождеству, тем жестче. Кадр из к/ф «Календарь Дьявола».
Чем ближе к Рождеству, тем жестче. Кадр из к/ф «Календарь Дьявола».

«Повесточка» тут не отрабатывается, как это принято. Да, тут наказывают некоторых персонажей с невысокой социальной ответственностью, но слишком жестко, и это трудно одобрить. А коляска, оказывается, не добавляет высокой духовности, за героиню порой стыдновато, выступать на фестивале толерантности такую не пригласят. «Календарь» далек от европейских социальных ужастиков типа «Агнец», «Титан», «Рой». И это хорошо. Только готика, только хардкор.

Развязка жутка и без спецэффектов: хоррор тут уже экзистенциальный. Как ни странно, после всего увиденного в финале можно словить катарсис и обнаружить, что история не зря зарифмована с темой Рождества. Правда, с черным чувством юмора, которым, видимо, обладает ich.

Почему бы нет? В старой европейской традиции у Святого Николая применительно к празднованию Рождества был антагонист – Крампус, несоразмерно сурово наказывающий непослушных, и пришел он как раз из еще дохристианского немецкого фольклора. Наверняка ich знаком с Крампусом или является его прямым порождением. Можно обсудить.

Также можно пофилософствовать, угадывая значение, которое авторы фильма вкладывали в эпиграф с цитатой из Шарля Бодлера: «Наслаждаться счастьем, естественным или искусственным, может только тот, кто имеет решимость принять его».

В общем, фильм получился не только чертовски красивым и жутким, но еще и умным. О таких я пишу в моих любимых подборках Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века.

Порой выбор пострашнее встречи с монстром. Кадр из к/ф «Календарь Дьявола».
Порой выбор пострашнее встречи с монстром. Кадр из к/ф «Календарь Дьявола».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!