Найти тему
Размышления женщины

Как непросто построить отношения с ребенком в подростковом возрасте

Все мы знаем, что у детей бывает "сложный подростковый возраст". Еще совсем недавно я понятия не имела, что же это такое, хотя и прожила достаточно большую жизнь. В чем это выражается, как проявляется? Обычно говорят, что это период 11-14 лет. Я не помню каких-то особых изменений в своем поведении в этом возрасте. Все было, как обычно. Учеба, обязанности по дому. Их было много. В магазин ходила, посуду мыла, уборка, полы. Никто меня особо не опекал, не сюсюкал. Но и жестких ограничений не было. У моих родителей не было повода что-то мне запрещать. Я ни за какие рамки не заходила. Не дерзила, не перечила, не отстаивала, как сейчас говорят, "личное пространство". Каждое воскресенье ходила в кино в поселковый клуб. С компанией соседских мальчишек и девчонок играли на улице в "классики", "чижик", "вышибалы". Летом за грибами, за ягодами. Зимой катались на лыжах, на коньках. Как-то все прошло спокойно, без потрясений. У дочерей наших этот период тоже не вызвал стресса и опасений. Ни старшая, ни младшая не доставляли особых хлопот. Может быть потому, что я всегда старалась наладить с ними доверительные отношения. Хотя с ревностью старшей дочери к младшей столкнулась. Разница у них в возрасте 11 лет. Для меня было неожиданным однажды услышать от старшей: "Конечно, ты только Оленьку свою любишь. Ее обнимаешь и целуешь". Я сказала, что и тебя я обнимала и целовала, когда ты была маленькая. И сейчас с удовольствием это сделаю. И люблю я тебя не меньше. Просто это уже другая любовь. Я во всем тебе доверяю. Надеюсь на твою поддержку. Дочерей своих никогда не обманывала. Пустых обещаний не давала. Они к своим детям так же относятся. Трудности возникли у меня в отношениях с младшей внучкой. Живем все вместе. Мы с мужем, дочь с зятем и внучка. Места хватает. Все уже распределено, кто чем занимается и за что отвечает. С этим проблем нет. Внучку я нянчила с пятидневного возраста, как только из роддома принесли. Роды сложные. Ребенок был очень беспокойным. Приходилось много помогать. Постепенно все наладилось, и в этом была немалая моя заслуга. Я привыкла, что принимаю большое участие в жизни этого ребенка. И в дальнейшем моя помощь была необходима. В ясли, в детский сад я отводила и забирала. Родители из-за графика работы часто не могли это делать. При этом я сама еще работала тогда. В АБВГДЕЙКУ с дочерью по очереди водили и забирали. В школу танцевальную записала на "Хип-Хоп", чтобы похудела немного. Тоже это было моей заботой. А уже перед ее первым классом я ушла на пенсию. На 65-ом году. Школа далеко, пешком долго идти. Отвозила утром. Маршрутки переполнены, трудно было не опоздать. После уроков забирала. Естественно и накормить, и уроки сделать. Захотелось ей научиться рисовать. Два года водила в изостудию. Отношения складывались хорошие. Разговаривали, отвечала на вопросы, что-то объясняла. Бывало, конечно, что приходилось голос повысить. Я ничего страшного в этом не видела. Право взрослого человека. Характер у внучки очень непростой, вредности много. Но она часто меня обнимала, приходила пожелать спокойной ночи. Спрашивала, люблю ли я ее. Конечно, очень люблю! Когда училась в первом классе, родители разошлись. Сначала было сложно, но потом наладили отношения. Никаких претензий друг к другу не имели. Просто не сошлись характером. Мы очень рады, когда бывший зять к нам заезжает. И за стол посадим, и угостим. На этой почве у внучки нет никаких переживаний. У дочери второй муж. Сначала, конечно, была настороженность и опасения. Но он человек спокойный, доброжелательный. Вижу, что внучка прониклась к нему доверием. А вот со мной все как-то разладилось. И началось это именно после того, как ей исполнилось 11 лет. Она как-будто руки вперед выставила - не подходи. Все, что исходило от меня, стало приниматься в штыки. " Не нужно! Я сама! Я все знаю! Я все умею!" По отношению к дочери тоже стало больше нигилизма. Но, конечно, в маме она нуждается больше, чем во мне. Признаюсь, сначала было очень больно и обидно. Я человек спокойный, не конфликтный. Вывести меня из равновесия не так-то просто. Но иногда просто хотелось воскликнуть: " За что же ты так со мной?" Пару раз поставила на место, когда дерзость перешла рамки приличия и стала просто проявлением хамства. Сделала это жестко, убедительно. Она извинилась. Конечно, я не раз замечала за собой желание сказать: "А вот я в твоем возрасте... или " А вот в наше время..." Однажды она меня осадила. На очередное ее "я и так все знаю, почему я должна тебя слушать" - я ответила " потому, что я старше, потому, что за плечами у меня жизненный опыт". В ответ услышала:"Конечно, те, кто родились при динозаврах, знают больше. Это естественно". Первым желанием было возмутиться:"Как ты смеешь со мной так разговаривать!" Но почему-то стало смешно. Расхохоталась! Думаю, и чего я, действительно, лезу! Что ей от моего жизненного опыта? Ей жить в СВОЕ время. И она, может быть, сейчас знает и понимает в нем больше, чем я. Хотя, конечно, все это из Интернета. Сейчас я дистанцировалась. Все воспитательные моменты оставила для родителей. Пусть они этим занимаются. Я же отвечу на вопрос, если спросит. Помогу, если попросит. В душу не лезу. Ни с какими вопросами не пристаю. В комнату ее захожу редко, постучавшись и извинившись. Вижу, что ей это в какой-то степени импонирует. Она уже в седьмом классе. Стала чаще рассказывать мне о школьных делах. Просит помощи при написании сочинений. Это поколение мало читающих людей. А поэтому трудно слова в предложения складывать и выражать свои мысли. Недавно попросила меня перечитать повесть "Тарас Бульба" и написать сочинение на тему "Два брата - Остап и Андрий. Две судьбы". Я с удовольствием это сделала. Получилось очень даже неплохо. Пусть учится, пока я жива. Есть то, что меня настораживает. Вызывает опасения. Например, как она на замечание мамы может сказать:"Ну, если я такая плохая, я могу уйти. Не только из дома, но и из жизни". И так не один раз. Это ведь значит, что у человека нет понимания ценности жизни. Ничем не дорожит. Я раньше удивлялась, как это девочки ни с того, ни с сего, кончают жизнь самоубийством, в окна выпрыгивают. Почему "зацеперы", зная, что каждую минуту они могут расстаться с жизнью, делают это без сожаления. А вот теперь понимаю. Внучка говорит, что хочет быть психологом. Но ведь это огромный труд. Сколько нужно прочитать, узнать, понять. Боюсь, что не хватит у нее упорства и трудолюбия. Хотелось бы ошибиться. Насторожили еще одни ее слова:"Замуж не выйду. Детей рожать не буду".Это не удивительно на фоне постоянного муссирования темы отсутствия мужской значимости в жизни женщины. В ее возрасте говорить об этом рано. Но ведь если постоянно повторять, можно создать себе установку. Она девочка красивая, хотя сама это отрицает. Хотелось бы, чтобы в свое время нашелся бы представитель мужского пола. который бы это оценил. Внучке было лет восемь или девять, когда она меня спросила:"Бабушка, у тебя есть мечта?" "Конечно" - говорю. "Хотела бы погулять на свадьбе твоей. Посмотреть, кто же тебя, красавишну, замуж возьмет". А с такими ее заявлениями мечте моей не суждено сбыться. Я то ничего. Лишь бы у нее в жизни все сложилось и было хорошо.