Они прожили вместе более 50 лет: она работала в школе, всю жизнь учила детей быть добрыми, любить родителей и Родину, он - художник, много лет творил в местном художественном фонде. Никакого богатства не накопили, а если появлялся лишний рубль - шли в книжный магазин. Она покупала книги, которые могли помочь в изучении школьной программы по русскому языку и литературе, он предпочитал брать мировую и отечественную классику. Но пришло время, они состарились, стали пенсионерами, книги вдруг оказались не нужными. Дочь на вопрос матери, продолжит ли она пополнять домашнюю библиотеку, заявила, как отрезала: «Выкину. Все до одной!». Мать, ожидавшая совершенно другой ответ, не нашлась что сказать, а потом несколько дней была в раздумье: как случилось, что они с мужем не смогли воспитать у дочери такое же трепетное отношение к книгам? Но никакой вины, ни своей, ни мужа, не нашла. Этот случай заставил задуматься о многих сторонах жизни сегодняшней России.
КНИГИ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ...
Мои школьные годы пришлись на пятидесятые годы прошлого столетия, и я часто вспоминаю очереди в сельской библиотеке за такими книгами, как «Тимур и его команда», «Два капитана», «Честь смолоду», «Сильные духом», романами М. Рида, Ж. Верна, А. Дюма, Д. Лондона. Раз интересных книг не хватало, а читать хотелось всем, классные руководители устраивали уроки внеклассного чтения. Так мы в своё время познакомились с замечательными книгами «Повесть о Зое и Шуре», «Четвёртая высота», «Звёздочка», «Васёк Трубачёв и его товарищи». Признаюсь, не все из нас стали заядлыми книголюбами, но литература, как предмет, мало кого пугала, мы высказывали свои суждения о героях, в охотку писали сочинения.
Большинство сегодняшних школьников, увы, литература не привлекает - мол, в книжках «много букаф». А ведь ещё недавно мы были самым читающим народом в мире, и это было стопроцентной правдой. Взрослые были уверены в своём завтра, поэтому свободное время могли посвятить любимым увлечениям, одним из которых и было чтение. Тем более что выбор книг, газет и журналов для каждой категории населения был богат и разнообразен - от «Весёлых картинок» и «Техника - молодёжи» до «Вокруг света» и «Работницы».
Сегодня печатной продукции тоже хватает, но изданиям далеко до миллионных советских тиражей, да и качество содержания публикуемого часто вызывает недоумение и сожаление. Вообще, в новой истории России родителям приходится прежде всего думать о хлебе насущном, увлечения отошли на второй план. Так неожиданно и быстро система просвещения сдала позиции.
В связи с новым укладом жизни в России приходится задумываться о дальнейшей судьбе отечественной литературы. Пушкин, Лермонтов, Крылов, наверное, всё же останутся, компанию им составят Лев Толстой, Булгаков, Шмелёв, Зощенко. Но вот такие шедевры, как «Люди из захолустья», «Время, вперёд!», «Танкер «Дербент», «Цемент», «Железный поток», то есть первые кирпичики, составившие фундамент новой уникальной советской литературы, останутся лишь в статьях историков-литературоведов. Ревизии подвергаются многие признанные советские писатели, например, Алексей Толстой и Михаил Шолохов. Хорошо, если у первого оставят «Аэлиту» и «Гиперболоид инженера Гарина», а уж о переиздании «Хождений по мукам», «Хлеба» и «Гадюки» надо будет забыть. Увы, даже после всех убедительных доказательств множества исследователей творчества Шолохова до сих пор кое-кто ставит под сомнение его авторство в великолепном «Тихом Доне».
Обидно, что тихо исчезают с полок книжных магазинов и школьных программ патриотические книги о героях гражданской и Великой Отечественной войн, а наше поколение зачитывалось такими книгами, как «Чапаев», «Кочубей», «Пархоменко», «Школа», «Красные дьяволята» (сюжет которой послужил основой для фильма «Неуловимые мстители»), «Белая берёза», «Семья Рубанюк», «Люди с чистой совестью», «Сильные духом», «Это было под Ровно», и впитывало в подсознание любовь к Отечеству, понимание исторических событий, умение связывать прошлое и настоящее, делать выводы.
Кем же заменят основоположников и классиков советской литературы? В книжных магазинах уже много лет места на полках прочно занимают Д. Рубина, Д. Быков, авторы с иностранными фамилиями, которых язык не повернётся назвать классиками и у которых сомнительная гражданская позиция. Поневоле начинаешь думать, что кто-то целенаправленно оставляет рожки да ножки от замечательной советской литературы.
ПОДВИГ ЛЁТЧИКА МАМКИНА
Кризис хорошо заметен и в отечественном кинематографе. Ещё в начале 90-х в бесцензурной России в подражание Голливуду у нас стали массово появляться подделки о бандитах или богатой жизни. Их чаще смотрели подростки, на которых и были рассчитаны эти ленты. А наш замечательный кинематограф и молодая советская литература воспитывали нового, советского образца человека. «Чапаев», «Путёвка в жизнь», «Семеро смелых», «Комсомольск», «Зангезур», «Волочаевские дни», «Сельская учительница» - эти фильмы мы смотрели по многу раз. Когда страна оказалась лицом к лицу с ненавистным фашизмом, именно новые люди тысячами шли в военкоматы с просьбой отправить на фронт защищать Родину. Ничего подобного не наблюдалось в Первую мировую войну, когда Россия также противостояла Германии.
Между тем в истории Великой Отечественной войны столько случаев героизма советских людей, подробности которых мы узнаём только сейчас. Взять операцию «Звёздочка», когда партизаны отряда имени Щорса сумели эвакуировать сначала к себе, а потом за линию фронта 154 воспитанников и 38 воспитателей Полоцкого детского дома, которых фашисты хотели превратить в доноров для своих солдат. Особенно поражает подвиг лётчика Александра Мамкина. При вывозе последней группы его самолёт подбили. Будь Мамкин один, он выпрыгнул бы с парашютом. Но пилот продолжил полёт. Пламя добралось до кабины, загорелись одежда, шлемофон, ноги. Практически вслепую чудом лётчик нашёл площадку неподалёку от советских частей и посадил самолёт! Врачи так и не смогли потом объяснить, как мог управлять машиной человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости. А. Мамкина похоронили в селе Чухинино, в 70-х годах торжественно перезахоронили на воинском мемориальном кладбище.
Случай спасения полоцких детей не единичный. Так, в феврале 1944 года партизаны бригады «Штурмовая» на 60 подводах вывезли 274 воспитанников Семковского детского дома, обречённых на уничтожение в концлагере «Тростенец». Педагоги М. Вольская, В. Полякова и Е. Громова вывели из оккупированной зоны на советскую территорию более 3 тысяч (!) детей.
Может ли кто-нибудь назвать отечественный фильм, появление которого в последние годы стало для российских кинолюбителей событием? Но мы по-прежнему спешим к телевизору, когда там идут «Верные друзья», «Весна на Заречной улице», «Белое солнце пустыни», «Джентльмены удачи», «Кавказская пленница»… Каждый из них мы смотрели по двадцать раз и более, но тянет вновь и вновь следить за развитием сюжетов, наслаждаться игрой актёров и, заметьте, каждый раз находить детали, которые раньше почему-то не замечались. Любой старый советский фильм смотрится с ностальгией по хорошему прошлому нашей Родины. А какую «нравственность» несёт нынешний кинематограф? Современный массовый кинематограф воспитывает удобного ленивого потребителя. Действительно хорошие, но, увы, редкие фильмы не доходят до массового зрителя, не обсуждаются на классных часах, а значит, не влияют на формирование нравственного культурного кода соотечественника.
О ЧЁМ БУДЕМ ПЕТЬ ЗАВТРА?
На днях скончался известный радиоведущий Виктор Татарский. Как он изумительно вёл передачу «Встреча с песней»! Ненавязчиво, корректно, умно рассказывал о времени, в котором создавалась песня, её авторах. Каждый выпуск «Встречи» был событием, а ведь через десяток лет могут навсегда исчезнуть прекрасные лирические песни, например, «Сормовская лирическая», «Уральская рябинушка», «Каким ты был…», «Геологи», «Песня о Свердловске», которые мы пели за праздничным столом, на демонстрациях, вечером у костра. Пройдёт ещё несколько лет - не останется ни одного участника Великой Отечественной войны, уйдут в забвение и героические песни, которые и сейчас-то исполняют от случая к случаю. Найдётся ли второй Виктор Татарский, который возьмётся за поиск «потерявшихся» песен и их возвращение? Что будут петь наши внуки?
Исчезает огромный континент под названием советская культура, основу которой составляла русская, обогащённая творческим вкладом братских народов. В Нижнекамске пока живут и плодотворно трудятся на фронте борьбы за души наших детей и внуков, вкладывают в них разумное, доброе, вечное Зинаида Плетнёва, Ирина Матвеева, Нина Мухамедгалиева, Алевтина Конюхова, Ольга Валиуллина, Рустем Галеев, Олег Корнилов… Найдутся ли им на смену такие же бескорыстные работники, душой и телом преданные искусству, Родине, непреходящим ценностям?
Газимзян САБИРОВ.