От бродильных цехов к культурному центру
Название центра современного искусства — Винзавод — хранит в себе историческую память: на протяжении всего XX века вместо галерей, выставочных пространств и шоу-румов здесь располагались бродильные цеха и винохранилища. Еще ранее — в сороковых годах XIX века — фабрика купцов первой гильдии Вильяма Ватсона и Петра Дрейера, вторая по величине в Москве после «Трехгорного пивоваренного завода». Фабрика производила пива на 57 тысяч рублей в год, а это, на минуточку, более 78 миллионов рублей на современный пересчет.
70-80-е годы XIX столетия: главный резидент на этой территории — акционерное общества «Московская Бавария» («Русское товарищество пиво- и медоварения в Москве») братьев Ивана и Кирилла Тарусиных. Московские купцы Тарусины оснастили производство паровыми машинами и стали выпускать пиво высшего сорта. Самыми популярными были «Венское чистое №1» и «Черное бархатное». Но перейдем к главному герою сегодняшней истории — Василию Кокореву.
Бизнесмен, знаток пивоварения, ценитель живописи
В 1855-м году предприниматель Кокорев, прославившийся в московских кругах как «откупщицкий царь», потому что разбогател на винных откупах, приобрел усадьбу и фабрику, располагавшиеся на территории современного Винзавода. Он выкупил эти владения у купцов Ватсона и Дрейера и решительно занялся расширением и модернизацией производства (заметка на полях: то есть случилось это еще до того, как здесь начали разливать знаменитые «Венское чистое №1» и «Черное бархатное»).
На тот момент Василий Кокорев был одним из богатейших людей России. Вероятно, один из секретов успеха — его талант справляться с многозадачностью: он занимался сбором акцизов с продажи крепкого алкоголя и банковским делом, был одним из пионеров русской нефтяной промышленности, а также основал несколько промышленных компаний.
В промежутках между своими бизнес-делами и коммерческими инициативами Кокорев собирал коллекцию современного ему искусства. Кажется, если бы существовала его автобиографическая книга с лайфхаками по тайм менеджменту, она точно стояла бы на полке бестселлеров.
Первая Московская частная галерея искусства
На рынке искусства, как и в бизнесе, Василий Кокорев играл по-крупному, приобретая в свою коллекцию работы настоящих суперзвезд арт-сцены того времени: Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Алексея Венецианова, Александра Иванова, Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского и многих других художников, имена которых мы все прекрасно знаем по учебникам по истории искусства. Неравнодушен Кокарев был и к народному творчеству с его поэтикой сельского быта, он даже создал специальный музей-хранилище изделий русского народного искусства.
Со временем коллекция живописи владельца пивоваренной фабрики все расширялась, и в 1861 году в специально отстроенном здании в Трехсвятительском переулке на Покровке Василий Кокорев открыл первую Московскую публичную картинную галерею. Здание было двухэтажным: собрание живописи, в котором насчитывалось больше 500 экспонатов, занимало восемь залов на втором этаже, а внизу располагалось специальное помещение для проведения лекций. А еще буфет (какой же прогрессивный арт-центр может обойтись без кафе?), который одним современникам запомнился как обыкновенный трактир, а другим как ресторан с богемным названием «Тиволи».
Заметим, что знаменитая Третьяковская галерея стала доступной для публичного посещения только семь лет спустя после открытия кокоревской галереи. Так, именно Василий Кокорев стал первым трендсеттером по продвижению современного искусства в среде обогатившихся промышленников, а заодно впервые связал место, на котором сегодня располагается Центр современного искусства Винзавод, с арт-миром и именами больших художников.
Прото-арт-резиденция
Дальше — больше: в 1884 году в Тверской области Кокорев организовал Владимиро-Марьинский приют для художников, который впоследствии получил название «Академическая дача». По задумке промышленника, это место должно было стать своеобразной резиденцией для летней практики малообеспеченных студентов из Академии художеств. В распоряжение молодых художников Кокорев предоставил дом со столовой и библиотекой, хорошо оборудованной мастерской, помещения для занятий пением и музыкой. В разное время сюда приезжали поработать Илья Репин, Архип Куинджи, Валентин Серов, Павел Чистяков, Аполлинарий Васнецов, Исаак Левитан и другие. Сказать нечего, команда резидентов впечатляющая!
Судьба коллекции
Увы, не у всех ярких историй успеха бывает столь же блестящий финал. К концу жизни коммерческие дела Василия Кокорева пришли в упадок, он потерял свое состояние, а с роскошным живописным собранием пришлось расстаться. Но, к счастью, судьба искусства оказалась в надежных руках — часть коллекции Кокорева приобрел небезызвестный меценат Павел Третьяков. Другие произведения были проданы Министерству императорского двора и предпринимателю Дмитрию Боткину.