Найти тему

Артемий Атаманенко: "Уходят не по-английски: как иностранные бренды используют политическую ситуацию"

В последний месяц огромное количество брендов и компаний заявили о приостановлении своей деятельности в России. Многие использовали в качестве аргумента начавшуюся спецоперацию, косвенно или даже открыто обозначив свою политическую позицию. Однако не стоит оценивать заявления коммерческих фирм исключительно на основе гуманистической логики. Ведь часто реальная мотивация совершенно другая. Давайте попробуем разобраться в том, что сейчас происходит с иностранными компаниями и как они будут вести себя в будущем.

Как писал Карл Маркс, что только не сделает капиталист для получения прибыли в 300%. Сегодня мы становимся свидетелями реализации этого тезиса. Для этого нужно рассматривать уход иностранных компаний не только в рамках российского рынка, но и в рамках их международной деятельности. Помимо непосредственно финансовых доходов любая компания хочет формировать свой позитивный имидж у основной аудитории. В политическом смысле это связано и с поддержкой «правильных» ценностей, тех, которые позволят более выгодно подать себя перед основными покупателями. В сложившейся ситуацию осуждение России путем приостановки деятельности стало «модным» проявлением культуры отмены. Учитывая позицию подавляющего большинства евроатлантических стран, такие решения позволяют компаниям получить дополнительные имиджевые очки от правительств и граждан этих стран.

Однако часто политический подтекст является по факту лишь прикрытием логистических и финансовых осложнений. Не секрет, что сейчас мировые торговые маршруты радикально перестраиваются, особенно на российских направлениях. Отключение ряда российских банков от SWIFT, в том числе ВЭБ.РФ, который ведет большую часть международных расчётов, привело к техническим сложностям при оплате операций. Формулировка о временной приостановке деятельности позволяет компаниям и о позиции, одобряемой странами ЕС и США, заявить, и время для перестройки торговых цепочек сохранить. Кажется, что компании хотят выйти из воды сухими.

Однако ключевой просчет заключается в том, что россияне осознают, что за наш счет иностранные компании пытаются создать позитивный имидж в странах, который настроены недружественно по отношению к России. При этом возвращение на рынок вполне вероятно произойдет спустя небольшое время после окончания спецоперации, будет непубличным, с заметно возросшими ценами на товары и услуги. Вопрос в том, будут ли россияне готовы вернуться к тем брендам, которые в заявительном порядке полностью отказались от интересов своих российских клиентов? Время покажет.

-2

Артемий Атаманенко, член экспертного клуба «Дигория»