С идеей организовать в России сеть государственных магазинов, в которых товары первой необходимости продавались бы без торговых наценок, выступила основатель Национального родительского собрания Ирина Волынец. О том, как на нее отреагировали аналитики и участники рынка, рассказываем в материале «ФедералПресс».
Что случилось?
Свое обращение Ирина Волынец отправила в Минпромторг, Минсельхоз и первому вице-премьеру Андрею Белоусову.
«Считаю необходимым разработать регламент учреждения и работы государственных торговых сетей с фиксированными ценами для продажи продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости, детских товаров без торговой наценки – пишет Волынец (цитата по RT).
Это, по ее мнению, позволит обезопасить население от завышенных цен недобросовестных участников рынка и недобросовестной конкуренции.
Мнения экспертов относительно этой инициативы разошлись. Примечательно, что представители обеих точек зрения ссылаются на международный опыт.
«Я считаю, что это очень толковая идея, в экономически развитой стране люди должны иметь элементарный доступ к базовым продуктам. Есть примеры других стран, которым мы могли бы следовать и подражать. Это, например, Индия, где друг премьер-министра Моди, йог Патанджали, основал компанию, которая работает без прибыли и производит необходимые для людей продукты. Они продаются с минимальной наценкой в 5 –7 %, таким образом масса людей получает продукты питания и средства гигиены в высоком качестве и по низким ценам – рассказал «ФедералПресс» генеральный директор исследовательской компании MAR Consult Дмитрий Шиманов.
Также, по его словам, в ряде стран применяется практика максимальных торговых наценок, то есть на определенные товарные категории можно фиксировать максимальную розничную цену. Тогда неважно, где они продаются, а дистрибьюторам приходится довольствоваться имеющейся маржой.
«Я бы развил эту идею дальше – не стал бы обязывать магазины терпеть убытки, а подумал бы о создании государственных брендов или поговорил бы с предпринимателями, чтобы они создали компанию, которая производила бы доброкачественные продукты без погони за прибылью», – добавил Шиманов.
Ключевые условия
Главное условие – таких продуктов должно быть много. Иначе возникает соблазн, купив товар по регулируемой цене, тут же перепродать его по рыночной. А при наличии достаточного предложения, когда вы имеете возможность в любой момент купить все необходимое по хорошей цене, вы вряд ли будете переплачивать за него в каком-нибудь сомнительном месте, отмечает аналитик.
«Государство не должно подменять собой рыночную экономику, да ещё и в одном отдельно взятом сегменте. Торгово-промышленная палата РФ пять лет отстаивает необходимость реализации давно согласованной программы адресной продовольственной помощи, которую Минфин без объяснений откладывает каждый год. Сейчас это был бы наиболее эффективный инструмент социальной политики и реальной поддержки отечественного производителя», – возражает председатель совета по развитию потребительского рынка ТПП Александр Борисов.
Аналогичной точки зрения придерживается политолог, глава компании «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко. По его мнению, инициатива Ирины Волынец – чистой воды популизм.
«Если государство хочет помогать населению, то самый простой вариант – это продуктовые карточки. А создание альтернативной государственной сети – я свое детство и юность провел в атмосфере государственной торговли. И мне эти времена и нравы категорически не по вкусу», – говорит Минченко.
Самая известная программа по применению продуктовых карточек для поддержки малообеспеченных слоев населения – американская SNAP, более известная как фуд-стампы или продовольственные талоны, которая охватывает десятки миллионов граждан США. В рамках программы домохозяйства с низким доходом ежемесячно получают субсидию, которую могут потратить только на определенный набор товаров первой необходимости.
В России дискуссии о необходимости введения подобной практики идут уже не первый год. В последний раз тема активизировалась в феврале, когда депутаты Госдумы предложили принять соответствующий закон. Назывались даже конкретные параметры – субсидию в размере 13 тыс. рублей планировалось давать гражданам, чей доход не превышает двух прожиточных минимумов. Потратить их можно было бы только на продукты и только в течение месяца – в конце этого периода счет обнулялся. Ожидалось, что система заработает уже в марте, но до практического воплощения дело пока так и не дошло.
По мнению Дмитрия Шиманова, это не тот опыт, который России стоит перенимать.
«Я думаю, что человек чувствует себя более уверенным и удовлетворенным, когда он может позаботиться о себе за счет тех денег, которые он реально получает, и может самостоятельно распоряжаться своим доходом. Мы видим, что существующие с тех же Штатах программы ничего не дают с точки зрения единства общества. И я бы ориентировался в этом смысле на те страны, у которых есть опыт объединения людей», – говорит эксперт.