Найти тему
Рассказы Silvverymoon

Сказка сказок о Юрии Норштейне: мультипликация

Оглавление

Друг Миядзаки, несостоявшийся живописец, автор «Ёжика в тумане» — кто такой Юрий Норштейн и что в его биографии и фильмографии такого удивительного?

Юрий Борисович Норштейн — советский и русский мультипликатор. Автор «Ежика в тумане» и «Сказки сказок», которые в 2003 стали лучшими мультфильмами всех времён и народов на фестивале «Лапута» в Токио.

В 2005 году на телемост с Ю. Норштейном даже согласился Х. Миядзаки, известный своей закрытостью от медиа. В прямом эфире они обменялись шутками и забавными шаржами друг на друга. Там же Миядзаки-сан назвал «Ёжика...» любимым мультфильмом, а самого Норштейна — ведущим российским мультипликатором.

Х. Миядзаки нарисовал Ю. Норштейна во время телемоста Москва-Токио
Х. Миядзаки нарисовал Ю. Норштейна во время телемоста Москва-Токио

Я художник, я так вижу

В детстве Ю. Норштейн посещал художественную школу, и, окончив курсы мультипликаторов, начал работать художником, а затем режиссёром студии «Союзмультфильм». По его словам, в анимации он оказался случайно — всегда мечтал писать картины. Открыв для себя, что мультфильмы также глубоко, как картины, могут раскрывать мировоззрение и психологию творца, он остался делать маленькие шедевры в мультипликации.

Вышел Ёжик из тумана

У Ёжика и Медвежонка интересная и долгая история мультфильм появился почти полвека назад. Всё это время различные исследователи изучали процесс создания, нарратив и художественную ценность «Ёжика...».

И если начать говорить о технической базе творчества команды Ю. Норштейна, то однозначно они выкручивались, как могли. Им не дали оборудованный павильон, они — оснастили его сами. Им выделили тёмную запылённую комнату, они — придумали использовать пыль для создания того самого «тумана». Поэтому, пусть и вынуждено, процесс съемки стал весьма креативен. Вы можете узнать о съёмках подробнее в эссе «Кинопоиска» или прочитать в статьях — меня же интересует художественный контекст. Ведь толкования этой картины, такие же многослойные, как холст Норштейна, его жены Ф. Ярбусовой и оператора А. Жуковского.

Сразу после выхода мультфильм привлёк культурологов, искусствоведов и психологов со всего мира, и каждый увидел в «Ёжике...» что-то своё. Кто-то нашёл в отсылки на Ван Гога, Рембрандта, Кацусика Хокусай, Пикассо, Жоржа Брака, а кто-то — на Тарковского и Феллини. Другие же увидели аллюзии на взросление, обретение собственного «я» и сепарацию.

Филин идёт по пятам за Ёжиком. «Ёжике...», 1975 г.
Филин идёт по пятам за Ёжиком. «Ёжике...», 1975 г.

Я отношусь к последним. Для меня путешествие Ёжика к дому Медвежонка с баночкой варенья — обряд инициации, а он сам мифологический герой, проходящий препятствия, чтобы повзрослеть. Действительно, древними людьми верно было подмечено, что самый разумный зверь — человек взрослеет, только справляясь с трудностями. Вот и идёт каждый из нас по тёмному лесу и встречает своих Филинов, летучих мышей и Белых лошадей. Иногда бывает страшно, и мы видим то, чего нет, бежим, не оглядываясь назад, или тонем. Поэтому в каком-то роде «Ёжик...» ещё и первый мультипликационный психологический хоррор.

Придёт Серенький волчок, тебя схватит за бочок

Второе произведение в топе самых известных работ Норштейна — «Сказка сказок». Это фильм-воспоминание, где ассоциации рождают сцены и образы. Серенький волчок не кусает за бочок, а путешествует между мирами и каждый раз возвращается к деревянному дому, чтобы послушать колыбельную.

Волчок. «Сказка сказок», 1979 г.
Волчок. «Сказка сказок», 1979 г.

Наблюдая за Волчком, мы и сами скользим по эпохам. Вот видим, пары танцуют под «Утомлённых солнцем», но вдруг кавалеры исчезают, а женщины так и стоят, обнимая пустоту. Затем мужчины возвращаются к близким, но кто-то уже только запиской «Ваш сын», «... муж» или «... брат». Вот малыш грызёт яблоко, Волчок смотрится в диск автомобиля, девочка прыгает на скакалочке, кот сидит на столе. Картинки сменяют друг друга, как сцены памяти, а воспоминания, мы знаем, штука ненадёжная.

Заключение

Так, показывая своё восприятие действительности, Юрий Борисович пишет психологичные, немного мистичные и фантастичные миры. Уже давно с ними знакомы по всему миру, но даже сегодня найдутся те, кто не знают творчестве и личности Ю. Норштейна — а зря. Он нетривиальный человек, который дружит с Х. Миядзаки, высказывается в защиту искусства и природы, по сей день (вот уже 40 лет!) работает над мультфильмом по «Шинели» Гоголя.

Полную фильмографию Ю. Норштейна можно посмотреть тут. Кстати, мне «Сказка...» из работ Юрия Борисовича понравилась меньше всего. Ещё я смотрела 10-минутный мультфильм «Цапля и журавль». Мне он напомнил «Гордость и предубеждение» и рассказы Чехова о неслучившемся счастье.

А какой мультфильм Ю. Норштейна понравился вам больше? 🌞

##нимация##ультфильмы##орштейн##иядзаки##оюзмультфильм