Есть 3 вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Это цитата Марка Твена. Действительно, в рекламе, в новостях часто используют статистическую информацию. Но можно ли ей доверять? Ведь не указывается на какой выборке основывается статистика. Если в опросе участвовало 10 женщин, и 9 предпочитают выщипывать брови, это не значит, что 90% женщин выщипывают брови. Поэтому, приведение статистики обычно служит способом склонить нас к какому-то мнению.
Девушка купила новый автомобиль. Пришел срок заменить масло. Девушка решает сделать это самостоятельно. Но какое масло выбрать? Вероятно, на нее произведет впечатление реклама: 85% автомобилистов предпочитают моторное масло «Рудольф». Тогда зачем думать, искать и сомневаться, когда есть данные, что большинство использует именно это масло? Она купит рекламированное масло, не задумываясь о количестве опрошенных автомобилистов, из какой страны они были и т.п. (Подробнее статья Манипулирование ответом)
Сильнее всего статистика влияет на людей не слишком разбирающихся в конкретной теме
Канадское мыло
В рекламе по канадскому ТВ говорилось, что мыло соответствующих наименований (средства дезинфекции) убивает 99,9% микробов. Но как они получили такие цифры, не объяснялось.
Для этого провели небольшое исследование: у испытуемых замерили количество микробов до и после мытья средством дезинфекции. По результатам исследования получилось, что мыло убивает примерно от 46% до 60,4% всех микробов. Откуда тогда такие завышенные числа в рекламе?
Оказалось, что они протестировали чистящее средство в лаборатории. 99,9% микробов погибали в лабораторных условиях. Но в рекламе это не уточнялось=) Ссылка на оригинальный текст в конце статьи.
Со статистикой в новостных сводках та же история. Количество опрошенных часто неизвестно. Если в рекламе нам хотят навязать товар, то в новостях задать направление мышления.
Пример нефтяной компанией «Shell»
*Shell была основана в 1897 году; первой применила новаторский наливной способ доставки нефти на судах, впоследствии названными танкерами (до этого нефть заливалась в бочонки); во времена Второй мировой войны была одним из главных поставщиков нефти и нефтепродуктов (бензина, дизеля) для союзников.
В 2020 году против «Shell» возбудили дело «зеленые» по делу об умышленном причинении вреда окружающей среде (заявление подписало более 17 тыс. человек). Главный истец - организация «Друзья Земли» - обвиняло нефтяную компанию в том, что она осознавая вред своей деятельности, никак не приостанавливает её.
Т.е. то, что
- в логистике используется топливо, чтобы доставлять товары;
- тракторам нужен дизель, чтобы вспахивать землю;
- 1/3 всей электроэнергии вырабатывается с использованием природного газа (побочный продукт нефтедобычи);
- для укладки асфальта требуется битум (компонент нефти, которым заливают щебень) и др.
об этом «Друзья Земли» забыли.
Тем не менее, в 2021 году, суд они выиграли. Суд в Гааге посчитал, что «Shell» несет ответственность за изменение климата и призвал компанию сократить объём вредных выбросов. Экологи назвали это монументальной победой.
Но
уже в конце 2021 года Европа столкнулась с нехваткой газа. Цена подскочила в несколько раз. Весной 2022 образовалась нехватка нефти. Из-за сокращения предложения и также высокого спроса, цена на бензин и дизель поднялась почти вдвое. За ними последовал рост цен на товары, электроэнергию, фермерские продукты и т.п. Тысячи протестующих вышли на улице с плакатами "против повышения цен". Своих запасов нефтегаза оказалось недостаточно. А «Shell» не может резко нарастить добычу.
Это тот случай, когда добрыми намерениями, обычным людям был причинен большой ущерб.
Подводя итог:
- Нельзя слепо верить в статистические данные, не зная подробности сбора информации (условия, участники, формулировка вопроса и т.п.);
- Нам приводят статистику, когда хотят навязать мнение (о товаре или ситуации);
- Нужно учитывать выборку. Статистике по разводам или ДТП доверять можно, т.к. данные задокументированы, количество участников известно.
В своих статьях я иногда вставляю статистические данные, но скорее с целью задуматься. Если же статистика выглядит слишком убедительно, я вспоминаю цитату Марка Твена=)
Спасибо, что дочитали статью. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии=)
В дополнение рекомендую прочесть Иллюзия понимания | Информационный шум
Текст про чистящие средства https://clck.ru/emDwZ
#статистика #психология #реклама #ложь сми #манипулирование #принятие решений #исследования