Найти в Дзене
Тёмная ночь души

Мы не знаем того, что как нам кажется мы знаем

Лев Толстой является интересным персонажем для наблюдения трансформации личности на духовном пути. Как происходит движение путника стремящегося к познанию истины. Книги, дневники, письма дают нам достаточно обширный материал для анализа. Динамика его развития необычайна интересна. Во время поиска, человек ошибается, пробует, останавливается, сопротивляется, возвращается, сомневается. Но всегда идёт. Снова и снова шаг за шагом, потому что по-другому жить, уже не может.

В последнем своем романе «Воскресение» 1889-1899, Лев Толстой описывает свой духовный путь, это произведение с пошаговой инструкцией. Любовь является пусковым механизмом, становления личности на путь поиска ответов на вечные вопросы. Его отказ от материальных благ и самопожертвование, это ступень к более глубокому погружению в себя. Осознание и эксперимент. Всегда есть выбор, оставить все как есть или рискнуть. А возможно никакого выбора и нет. Философией этого вопроса, он и был увлечен.

Познав себя, познаешь истину. Проходя жизненные этапы, понимаешь, что временное удовольствие и праздность на следующий день кроме пустоты ничего не оставляют. Завтра ещё нет, а вчера уже нет. Поиск глубинного, вечного, нетленного, что живёт века. Вот цель великого писателя.

Проходя шаг за шагом, всё новые и новые ступени развития, меняется сознание. Но люди, которые тебя окружают, остаются прежними. Как примериться, понять и принять их невежество, безразличие и непонимание. Как совместить твою духовную жизнь и реальность, в которой всё существует. Не простые задачи для обычного человека. Лев Толстой интересен своей многогранностью, как впрочем, все кто вступает на путь познания. Индивидуальность, неординарность, многообразие красок и образов, это неполный спектр палитры этих людей.

"Когда Сократу пошел четвертый десяток, его растерянность достигла пика: «Что есть моя жизнь? Что в ней предельно важно, а что нет? Кто тот, кого зовут Сократом? Существует ли иная жизнь?» Сократ обратился с этими вопросами к тем, кто как будто должен был знать ответы: к учителям, философам, власть имущим, священникам. Но их туманно-путаные ответы показали: они такие же невежды, как и он сам. Хотя, было одно существенное различие: Сократ знал, что он не знает, а они — нет. Самозабвенно, в слепоте людской гордыни, верили они в собственное эфемерное представление о себе, мня себя учёными советчиками, из уст которых исходит сама мудрость. И тогда Сократ отважился на то, что становится уделом каждого настоящего исследователя — искать истину самостоятельно, для себя и внутри себя. Кто ищет — найдет. И, прозрев, великий грек изрёк: «Жизнь неисследованная не стоит того, чтобы ею жить».

Сравним вопросы Сократа с исканиями графа Льва Толстого. Внутренняя целостность этих двух людей побудила их смести со своего пути общепризнанные ложные авторитеты и погрузиться в тайну собственного существования. Хотя их разделяют века, древний грек и русский классик постигли одну и ту же истину: «Живя своим умом, познай себя».

Каждый шаг к истине совершается через понимание того, что мы в действительности не знаем того, что как нам казалось, мы знаем.