Успех работы организации напрямую зависит от руководителя, его личных качеств, принципов, характера управления коллективом. Это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Необходимо учитывать множество вещей: краткосрочные и долгосрочные цели компании, личностные особенности подчиненных, их взаимоотношения между собой, уметь добиваться от сотрудников правильного и стопроцентного выполнения задач в срок. У успешных руководителей есть свои секреты, и часть из них мы раскроем в этой статье.
Секрет 1. Ставьте реальные и достижимые цели и планы
Ничто не демотивирует сотрудников лучше, чем заведомо невыполнимый план или цель, которая в принципе не может быть достигнута без чудесного вмешательства высших сил. Если вы ставите планы, которые нереально выполнить, никто даже не будет стараться это сделать. Поэтому цели должны быть достижимыми, подстегивать в подчиненных азарт.
Секрет 2. Делать и сделать
Представьте, что вы просите кого-то передать вам карандаш. Результатом выполнения просьбы будет карандаш у вас в руках, чтобы сделать это, нужно взять карандаш и дать его вам. Человек, которого вы попросили, не говорит: «Я постараюсь вам его передать, я попробую это сделать». Делать что-то можно неделями, но так и не выполнить задачу, а сделать – имеет конкретный результат.
Если проект слишком большой – его надо разбить на более мелкие подзадачи, правильно распределить их между исполнителями. Это может затребовать больше времени, больше внимания, большей скоординированности действий, но руководитель может оценивать промежуточные результаты, а при ошибке на каком-либо этапе не придется переделывать весь проект.
Секрет 3. Делегируйте, но контролируйте
Большая проблема многих руководителей – в следовании принципу «Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». Кажется, что никто не выполнит задачу так же быстро и качественно, как ты сам, но это – прямой путь к выгоранию. Руководитель тратит уйму нервов, работает 24/7, не видит семью, не успевает отдыхать, а все потому, что боится доверить дела другим людям, которые, кстати, в этих делах могут быть компетентней и находить более эффективные решения.
В то же время, делегировать – не значит пустить все на самотек, отдать бразды правления подчиненным и уехать зимовать под пальму с коктейлем в руках. Делегируя задачи, руководитель четко представляет, что именно делают сотрудники, как они это делают, в какие сроки должны уложиться. В этом поможет правильная организация, важной частью которых будут регулярные планерки с подчиненными или руководителями отделов.
Секрет 4. Мотивируйте
Мотивация – важное условие продуктивной работы. И это необязательно материальная сторона в виде премий и штрафов, хотя финансовый аспект тоже очень важен. Система премирования должна быть простой и прозрачной, чтобы каждый понимал, от чего зависит его доход и как можно его повысить. Хорошо работает сочетание личной и коллективной мотивации.
Кроме денег необходимо мотивировать сотрудников морально. Для многих одобрение, положительное подтверждение имеет большее значение, чем премии. Немаловажен и личный пример руководителя. Здесь во многом поможет организационная психология. Национальная академия дополнительного профессионального образования предлагает пройти обучение по курсу «Организационная психология и управление персоналом», которое научит психологии управления группой и коллективом, объяснит, как общаться с подчиненными так, чтобы они вас слушали и слышали.
Секрет 5. Объясняйте почему
Сотрудники будут работать гораздо эффективнее, если понимают что и для чего они делают. Объясняйте причины любых изменений, описывайте подробно конкретные действия, подчеркивайте значимость каждого. Важно описывать не только текущие задачи, но и долгосрочные цели, чтобы сотрудник осознавал свой вклад в дело компании.
Секрет 6. Выявляйте сильные стороны сотрудников
Все люди разные. Кто-то – идеальный исполнитель, но не готов принимать ответственность за решения, кто-то находит нестандартный путь для выполнения задачи, кто-то уболтает на сделку даже мертвого клиента.
У каждого сотрудника есть свои сильные стороны, задача руководителя – знать их, развивать то, в чем люди могут стать еще сильнее и чем могут оказать положительное влияние на компанию, раздавать конкретную работу с учетом их потенциала. Также, если руководитель хочет усилить подчиненных, он должен организовать для них общие тренинги и персональное обучение.
Секрет 7. Поощряйте самостоятельность
Иногда, когда руководитель пытается самостоятельно проверять любой аспект работы компании, от закупки скрепок до переговоров с ключевыми клиентами, сотрудники начинают воспринимать его как справочное бюро. Хорошему руководителю следует дать подчиненным самостоятельность, по-крайней мере, в тех вопросах, которые могут решаться без его участия.
Одно из важных правил – прежде чем идти за советом к руководителю, сотрудник должен попытаться выполнить задачу. Не просто описать проблему и почему ее не получается решить, а проанализировать в деталях, предложить варианты и пути решения проблемы.
От эффективности руководителя зависит эффективность работы его подчиненных, а значит и результат всей компании. Имея необходимые качества и амбиции, вы можете стать успешным руководителем, а если не хватает знаний – приходите учиться в НАДПО!