Найти тему
Галерея Дейнеки

Художник или военный?

Как офицер гусарского полка, потеряв правую руку в бою, стал художником. 

Евграф (Гергард) Романович Рейтерн (1794 - 1865) род. 6 июля 1794 г. в имении Рестгоф, близ г. Валка, Лифляндской губ., и был младшим из четырех сыновей Романа Рейтерна. 

После смерти супруга, г-жа Рейтерн (урожденная Фишбах) переехала в Петербург, где и определила сына в IV класс немецкой Петропавловской школы (в 1806 году). Окончив трехлетний курс в школе, он поступил в Дерптский Университет (в 1810 г.), причем уже в то время прилежно занимался рисованием у профессора Зенфа (Senff).

Но в 1811 г., увлеченный воинственным настроением того времени, оставил Университет и, вместе со старшим своим братом Христофором, в то время назначенным эскадронным командиром Александрийского гусарского полка,— отправился в Подольскую губернию, место квартирования полка, и поступил в него юнкером. Спустя время, Рейтерн был произведен в офицеры, поступил в Александрийский гусарский полк, под начальство своего родственника Сиверса (со временем генерала от кавалерии и корпусного командира).

Рейтерн благодаря ходатайству супруги князя Барклая-де-Толли (урожденной Смиттен), брат которой был женат на одной из сестер Рейтерна, был переведен в действующую армию. Он участвовал в битве под Лейпцигом (в октябре 1813 г.), в которой Рейтерн был сильно ранен в правое плечо, вследствие чего ему отрезали правую руку. Оправившись, он стал пробовать левой рукой заменить потерю правой и скоро был в состоянии писать письма своей матери, с которой был в переписке с самого начала похода. 

Для восстановления сил, отправляясь из Лейпцига в Кассель к родственному ему семейству Швертцель, Рейтерн был представлен Императрице Елизавете Алексеевне, приезжавшей в это время в Баден-Баден, а затем в Веймаре был благосклонно принят великой княгиней Марией Павловной (супругой Герцога Саксен-Веймарского), и у нее познакомился с великим Гете. 

По заключению Парижского мира 1814 г. Рейтерн был представлен Императору Александру І и получил разрешение остаться неопределенное время в отпуске до полного выздоровления. 

Вполне оправившись и посетив своих родных в Лифляндии, он в половине 1815 г. снова поступил на военную службу при главной квартире в Варшаве и скоро был назначен адъютантом при фельдмаршале Барклае-де-Толли. Выступив с ним в поход при возвращении Наполеона с острова Эльбы, Рейтерн дошел до г. Мелюн во Франции. До окончания войны и возвращения русских войск в отечество он получил снова разрешение воспользоваться отпуском и направился в Веймар, где его радушно принял Гете, а затем в Дрезден, — где он часто посещал известную картинную галерею

Он чувствовал в себе особенное влечение к живописи и, возвратясь в Петербург в 1817 г., вновь испросил себе разрешение отправиться за границу и в то же время получил от своей матери согласие на вступление в брак с девицей Швертцель, что и свершилось несколько позже.

Рейтерн, получив снова отпуск, поехал сперва в Берлин, где серьезно изучал искусство и историю, причем свел тесную дружбу с известным Иосифом фон Радовицем, а затем в Гейдельберг, где слушал лекции по естественным наукам, а также по археологии и символике у знаменитого Крейцера. Около этого времени решил он выйти в отставку и исключительно заняться живописью. С этой целью он прибыл в Петербург и 13 декабря 1819 г. был уволен в отставку ротмистром гвардии с правом носить мундир полка.

Предприняв художественное путешествие по Италии до Неаполя и Помпеи и возвратясь через Анкону, Болонью и Венецию в Кассель, Р. вступил в брак с девицей Швертцель, а затем возвратился в Лифляндию, намереваясь поселиться в Дерпте, служить по выборам местного ландтага, заниматься сельским хозяйством, а еще более живописью. Но довольно суровый климат скоро усилил до крайности боли в плече, заставившие Рейтерна покинуть родину и переселиться в более теплый край. В 1823 году он поселился около Женевы, а затем, по совету врачей, перебрался в Рим и Неаполь, который он покинул в 1825 г. и вернулся к своему семейству в Виллинсгаузен. 

В 1826 г. Рейтернпоехал на воды в Эмс, где сблизился со знаменитым поэтом В. А. Жуковским, давно восхищавшимся акварелями Рейтерна. В это время Рейтерн занимался у известного пейзажиста профессора Родена (Rhoden) в Касселе и несколько своих рисунков имел случай представить через Жуковского Императрице Александре Федоровне, вследствие чего Рейтерну было назначено особое денежное содержание, разрешено проживать, где он пожелает в видах своего слабого здоровья, и предоставлена полная свобода заниматься искусством по своему усмотрению и выбору. 

Рейтерн продолжал жить в Германии, почти ежегодно встречался в Эмсе с Жуковским и нарисовал ряд картин из народной гессенской жизни, о которых очень лестно отзывался Гете. В 1830 г. Рейтерн прибыл в Лифляндию; здоровье его настолько окрепло, что он располагал навсегда остаться в пределах России. Он был в переписке с В. А. Жуковским, по ходатайству которого была увеличена получавшаяся им пенсия; это побудило Рейтерна приехать в Петербург, где он имел случай познакомиться с русскими художниками Уткиным, Воробьевым и Брюлловым и видеться часто с графом Ф.П. Толстым (медальером), которого он знал еще ранее. В это время он исполнил акварелью немало портретов и разных картин. 

Портрет художника Евграфа Романовича Рейтерна работы Т.Гильдебрандта, 1838. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Портрет художника Евграфа Романовича Рейтерна работы Т.Гильдебрандта, 1838. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

После двухлетней разлуки ему удалось, в июле 1832 г., возвратиться к своему семейству и посетить в Эмсе своего больного друга Жуковского. Они вместе совершили поездку по Швейцарии, направились затем в Рим и Неаполь и возвратились через год (в 1833 г.) в Германию. У Рейтерна в это время стали сильно болеть глаза, ему воспрещено было заниматься акварелью, и он, решив писать масляными красками, нашел себе опытного руководителя в лице художника Дейкера (Deycker). Рейтерн, несмотря на затруднения писать масляными красками одной левой рукой, настолько преуспел в искусстве, что ему посоветовали, для дальнейшего усовершенствования, отправиться в Дюссельдорф к Шадову, директору Академии. 

Рейтерн со всем семейством переселился, в ноябре 1835 г., в Дюссельдорф, стал усердно заниматься у лучшего колориста Дюссельдорфской школы Гильдебранта, а также посещал лекции по анатомии. Он прошел полный курс Академии, был в состоянии рисовать самостоятельные картины и лучшие из них, при посредстве Жуковского, скоро поднес Ее Величеству. Вследствие этого он был сделан в 1837 году живописцем Императорского Семейства, с правом жить по своему усмотрению за границей, с сохранением при себе до окончания воспитания и сыновей своих. Он продолжал свои занятия в Дюссельдорфе, написал немало картин масляными красками и стал понемногу собирать для себя коллекции картин дюссельдорфских художников. Занятия его были прерваны приглашением Наследника Цесаревича (позднее Императора Александра II), путешествовавшего в то время по Европе с В. А. Жуковским, сопровождать его в Россию. Вскоре за 1840 г. выдал дочь свою Елизавету замуж за своего друга В. А. Жуковского (2-го июня 1841 г.). Рейтерн занимался тогда своей большой картиной "Жертвоприношение Авраама" и писал еще и другие.

Однако, усилившиеся приступы ревматизма и лихорадки побудили его перебраться во Франкфурт в 1844 году, где уже жил его зять Жуковский с женой и ребенком. Отпраздновав свою серебряную свадьбу (2 августа 1845 г.), Рейтерн принялся писать картину "Мадонна с младенцем Христом и Иоанном", посещал бельгийские города, в которых картины голландских художников приводили его в восторг.

Череда потерь близких родственников подорвала здоровье художника, начались приступы паралича. 22 марта 1865 г. Е. Р. Рейтерн скончался. 

На выставке "

Молодая вдова.
Молодая вдова.

С мечтой об идеале" представлена картина "Молодая вдова" Е. Р. Рейтерна.