Найти тему
Литература о жизни

Алексей Плещеев "Весна".

Какая весна может обойтись без этого стихотворения, написанного когда-то давно, в 1872 году? Весна без весенней лирики, для души - это как Новый год без елки.

Есть такие произведения искусства, которые столь естественны, что абсолютно слились с самой природой и стали для нас ее частью. Они дают нам возможность достойно отпраздновать, прочувствовать подаренные Богом природные красоты. И уже март будет, мне кажется, словно неполноценным, если мы не прочитаем эти строчки, если сердце не пропоет их про себя, глядя на все те самые природные явления, которые так просто и верно переданы здесь.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

П.С.

История литературы для меня - это прежде всего история не произведений, а людей. Я в восхищении перед многими людьми прошлого. Не скрою, я более чувствительна к человеческим качествам авторов, чем к самим произведениям. Я больше моралист по натуре, чем эстет. Хотя сегодня это ох как не модно, особенно в западно-европейском литературоведении. Ведь там употреблять такие слова как добро, зло и (не дай Боже) Бог и истина - это вообще "отстой" и прошлый век. Там нужно говорить туманно и с умным видом, что все в мире относительно, сложно и противоречиво. И в определенном смысле это так, но...

Но для меня все должно быть просто, по крайней мере в том, что важно и интересно именно мне. А интересна мне сама суть жизни какого-нибудь автора: я смотрю прежде всего, а каким он был человеком. И пишу субъективно, только о тех, кто, как мне кажется, "прошел проверку".

Алексей Плещеев - современник и друг Достоевского, в молодости участник запрещенного кружка социалиста Петрашевского, за что провел 10 лет в ссылке, из которых 4 собственно на каторге. С момента возвращения с ссылки (1857 г.) он сдружился с Чернышевским и Добролюбовым, продолжая таким образом активно участвовать в общественной борьбе.

Но в 1870-х гг. революционные тенденции в его творчестве начали угасать вследствие многочисленных гонений на издательства его единомышленников. В эти года автор с большим мастерством переводит огромное количество европейской литературы и пишет множество стихотворений для детей. То есть это как бы Самуил Маршак 19 века.