Нортон Оуэн
Постоянно растущая коллекция танцевальных видео, снятых в Jacob's Pillow с 1930-х годов по сегодняшний день.
Эфемерная природа танца была проблемой для его создателей на протяжении веков, и поэтому неудивительно, что сохранение стало проблемой, когда современный танец начал развиваться в начале 1900-х годов. Танцор-хореограф-новатор Тед Шон (1891– 1972) как никто другой осознавал, что его творческие усилия полностью зависят от живых тел, исполнявших его хореографию. Его разочарование из-за того, что в 1930-е годы он потерял своих тщательно обученных танцоров-мужчин, видно из этого письма к другу: «Это как если бы вы нарисовали картину, а синий или малиновый решил уйти и отправиться куда-то еще».
Одной из стратегий Шона по стабилизации своих хореографических «колоритов» было запечатление своих танцев на пленке — начинание, уходящее своими корнями в его самый ранний танцевальный опыт. Когда Шону был всего 21 год, и он работал стенографисткой в Департаменте водоснабжения ЛосАнджелеса, обучая танцам по ночам, он представил несколько киносценариев на местные киностудии. Компания Томаса А. Эдисона приняла одну из его идей, и в результате Танцы веков(1913), немой фильм с участием Шона и его партнерши Нормы Гулд. Уолтер Терри описал фильм:
В нескольких коротких сценах Тед и Норма варьировались от первобытного человека до классического греческого и придворного французского языка до современных бальных хитов. Их ученики служили корпусом. По нынешним меркам это довольно глупо, но в свое время это была веха в кинематографе. Кинопродюсеры не интересовались танцами как таковыми, но танцевальные движения ставили перед камерой особые задачи. Танцы веков, например, бородатые и ученые балетмейстеры собрались по краям огромного трапезного стола, и, пока они сожалели о танцах дня, перед ними разворачивалась история, в то время как танцовщики в миниатюре выступали на столешнице.
После того, как в следующем году Шон объединился с Рут Сен-Дени и сформировал Denishawn, появилось больше возможностей для сотрудничества с зарождающейся киноиндустрией. Шон появился на экране в роли фавна с Глорией Свенсон в картине Сесила Б. Де Милля под названиемНе меняй мужа(1919), а танцовщицы Денишона были частью впечатляющей вавилонской сцены в картине Д. У. Гриффита. нетерпимость(1916). Кроме того, многие звезды экрана того времени учились в Денишоне, в том числе Лилиан и Дороти Гиш, Мейбл Норманд, Мирна Лой и, в частности, Луиза Брукс, которая начала свою карьеру в Денишоне.
Компания. В 1924 году в Санта-Барбаре, штат Калифорния, было снято несколько работ Денишона, в том числе Шон вСмерть Адониса, Дорис Хамфри вВальс Каприс,и вся компания Denishawn вКуадро Фламенко. Другие танцы Шона были сняты в экзотических местах во время турне компании по Востоку в 1925–1926 годах, в том числеКосмический танец Шивыв храме Махабалипурам в Индии и Хор Дансев Сингапуре.
В фильме есть интригующая ссылка на киноэксперимент Шона 1922 года.Музыкальная Америка, хотя фильм (или фильмы) могут быть потеряны. В то время звуковые радиостанции все еще были делом будущего, что помогает объяснить важный характер вступительной фразы статьи: «Предсказание. . . то, что фильмы в конечном итоге будут положены на музыку, а не на музыку к фильмам, уже реализовано».3Далее в статье описывается новая серия фильмов в театрах «Риволи», «Риальто» и «Критерион» в НьюЙорке. Эти цветные фильмы, известные как «музыкальные фильмы» и снятые Дж. Ф. Левенталем, были поставлены Шоном. Левенталь цитируется со следующим описанием формата: «Музыкальные фильмы были подготовлены таким образом, что фильм задает собственную художественную интерпретацию. Дирижер, мистер [Луи] Хорст, на экране дирижирует танцем. Дирижер в театральном оркестре следует за палочкой на экране и таким образом синхронизирует изображение и оркестр».4Единственный фильм, упомянутый по названию,Бирманский танец, не фигурирует ни в одном списке известных фильмов, и другие названия в сериале не указаны. Сообщается, что среди представленных танцоров были Марта Грэм и Чарльз Вайдман.
После распада Denishawn в начале 1930-х годов Шон занялся документальной деятельностью. Упоминая деятельность своей революционно новой мужской компании Jacob's Pillow. Это включало амбициозный план сохранить весь репертуар «Танцоров-мужчин» Теда Шона в кино. Используя камеру с ручным приводом, он записал более 60 танцев в 1930-х годах на 16-миллиметровую черно-белую немую пленку. Вставка программы 1938 года сообщает об этих усилиях:
Друзья неоднократно спрашивали нас, записываем ли мы наши танцы на кинопленку. Теперь у нас есть движущаяся камера, которая снимает 16-миллиметровую пленку, а при электрическом освещении в студии, используя сверхчувствительную пленку, мы можем делать очень достойные записи наших танцев. Несчастные случаи прошлых лет и другие всегда присутствующие возможности, которые могут внезапно прервать работу группы, убедительно напомнили нам, что, если группа прекращает танцевать, сами танцы теряются. В наши дни много говорят о Музее танца и о создании библиотеки фильмов о великих танцорах. Если и когда такая организация будет сформирована, полная запись танцев Шона и его мужчин-танцоров станет ценным вкладом в литературу о танцах.
Далее в листовке говорится, что пожертвование в размере 5 долларов позволит снять один короткий танец, а 25 долларов — на «целый балет».
Все фильмы, снятые Шоном в 1930-е годы, можно увидеть и сегодня в их первоначальном формате. Фильмы о наиболее известных произведениях, в том числе Кинетический Молпай,Олимпиада,а такжеТрудовая симфония, были перенесены на видеопленку в 1980-х годах и синхронизированы с новыми саундтреками, записанными композитором-пианисткой Шона Джесс Микер. Эти реставрации стали возможными благодаря нескольким грантам от ныне прекращенной программы танцев / кино / видео Национального фонда искусств, и они доступны для просмотра в Jacob's Pillow, Библиотеке Конгресса и танцевальной коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки.
Существование такого большого количества киноматериалов о деятельности Шона является свидетельством его сильных чувств по поводу записи танцев на пленку, выраженных в лекции 1938 года в колледже Пибоди:
Всегда было жизненной необходимостью сохранить лучшее в танце для будущих учеников и зрителей, но до самого последнего времени единственным, что можно было сохранить, были реликвии и фотографии. Но теперь у нас есть цветной звуковой фильм и впервые в мировой истории у нас есть средство, с помощью которого мы можем сохранить величайшие технические и хореографические достижения величайших артистов танца. Эксперименты в этой области в течение некоторого времени проводились с использованием шестнадцатимиллиметровой пленки, но, хотя она имеет непосредственное практическое применение в обучении или для улучшения памяти, размер пленки и отсутствие звукового сопровождения делают систему неадекватной и способный произвести ложное впечатление на людей, которые не видели танец в реальном исполнении. В настоящее время, по сути
Тот факт, что Шон вложил время и деньги в создание этих фильмов, казалось бы, указывает на его приверженность сохранению, но он также временами демонстрировал поразительно небрежное отношение к этим бесценным материалам. Письмо 1953 года от Шона к «брату» Сен-Дени (единственному брату Рут Сен-Дени) показывает, что многие из самых ценных фильмов Денишона и «Мужчины-танцоры» были потеряны на 13 лет. «Мне стало известно, что эти фильмы, частично фильмы Востока и частично фильмы мужской группы, все еще отсутствуют, но не было ни одного момента, когда проблема становилась актуальной», — написал Шон. Записи не указывают точно, где и когда эти фильмы появились, хотя рассматриваемые названия теперь благополучно отложены на полку вместе с остальной частью коллекции Шона.
После того, как компания Шона была распущена в 1940 году, он взял на себя роль импресарио. sario, изменение, которое отразилось в документации Pillow. В 1941 году Дуайт Годвин снял цветной фильм о Рут Сен-Дени вРадха, возрожденный в «Подушке Джейкоба» примерно через 35 лет после премьеры, положившей начало карьере Сен-Дени. В том же году Годвин также снял Алисию Маркову на открытом воздухе в нескольких соло. Летом 1941 и 1942 годов преподаватель танцев Штеффи Носсен сняла цветные фильмы о различных мероприятиях Pillow, запечатлев таких артистов, как Асадата Дафора, Анна Дункан и Ла Аргентина. Именно в это время Шон начал поощрять практику съемок в Pillow во время выступлений, а не организовывать специальные сеансы при естественном освещении.
Дефицит во время войны временно приостановил усилия по записи живых выступлений, но в 1945 году съемки возобновились всерьез. В это время Шон разрешил преподавателю танцев из Балтимора Кэрол Линн начать снимать выступления в новом театре Теда Шона - за свой счет. Линн была бывшей ученицей Денишона, которая работала с Подушкой с середины 1930-х годов, сначала руководя ученицами, а затем став деканом всей школы. Среди десятков трупп и артистов, которых она запечатлела на камеру в период с 1945 по 1962 год, были Датский Королевский балет, Балет Рамберта и Национальный балет Канады, дебютировавшие в США; редко снимаемые Рам Гопал, Перл Примус и вся коллекция фильмов Jacob's Pillow. Шон был возмущен этим предложением, заявив, что фильмы являются совместной собственностью Линн и Подушки Джейкоба, и сообщил Линн, что считает предложенную продажу незаконной. Линн ответила, что с радостью примет гораздо меньший платеж от Подушки, и была заключена сделка на 5000 долларов. Это включало около 54 000 футов пленки, которая позже была полностью скопирована, чтобы Танцевальная коллекция Нью-Йоркской публичной библиотеки и Подушка могли иметь доступ к фильмам. Шон официально пожертвовал этот киноархив Нью-Йоркской публичной библиотеке в 1968 году и сохранил копии «Подушки» в новом хранилище Национального банка Ли. С тех пор эти копии были перемещены в контролируемую среду Сарая Блейка на территории Подушек.
К счастью, сохраняется интерес к включению фильмов «Подушка Иакова» в документальные фильмы, использованию их для исторической реконструкции и извлечению их богатства другими способами. Фонд Джорджа Баланчина и Танцевальная коллекция Нью-Йоркской публичной библиотеки в последние годы предприняли усилия по переносу фильмов Кэрол Линн о балетах Баланчина на видеопленку, синхронизируя новые саундтреки с движением. па де де из Сильвияа также Жар-птица, с Марией Таллчиф и Майклом Моле, а также выдержки изЛа Вальс, с Танакилом Леклерком и Николасом Магалланесом, были успешно перенесены Роном Хонсой и его компанией Moving Pictures с использованием технологии, аналогичной той, которую он разработал для добавления звука в фильмы о танцорах.
В «Jacob Pillow» 255 фильмов, снятых в эпоху Шона, теперь дополнены видеозаписями практически каждой программы, представленной за последние 20 лет. Поддерживая киноархив, оставленный Шоном, а также продолжая документировать текущую деятельность фестиваля, Jacob's Pillow вносит свой вклад в осуществление мечты Шона: «организовать и финансировать запись и сохранение живых великих танцоров и всех существующих танцевальных фильмов».