Иногда, кажется, что в творческом натюрморте художник может свободнее компоновать предметы, ведь он всегда может поменять их местами или просто убрать, изменить масштаб или угол зрения на постановку.
Здесь необходимо сразу разделить учебную натюрмортную постановку, где рисующий пытается решить несколько задач: передать средствами светотени и цвета отношения между предметами, их цельность, объем и освещение, и творческий натюрморт, где художник через предметы рассказывает о жизни людей, которым они принадлежат.
Именно в творческих натюрмортах главной задачей становится на просто поместить натюрморт на картинную плоскость, а насытить его эмоциями и чувствами.
Использование законов композиции зависит от самой натюрмортной группы и того образа, который хотел передать художник. В натюрморте одним из самых главных моментов является определение композиционного центра.
Композиционный центр иногда становится сюжетным центром. Если же сюжетный центр находится вне композиционного центра, то он играет роль камертона, дополняя развитие образа в натюрморте.
Все остальное: глубина и ширина пространства, степень контрастности предметов, тональное и цветовое решение, равновесие или динамика – все подчиняется этому композиционному центру. Самая главная ошибка начинающего художника это как раз, не выявленный композиционный центр, когда предметы конкурируют между собой. От этого весь натюрморт распадается, в нем нет единства и тем более образа.
Необходимо помнить что, главные предметы всегда воспринимается более четко и детально. Второстепенные предметы человеческий взгляд воспринимает обобщенно и подчиненно общей визуальной среде.
Работу над композицией натюрморта лучше начинать не с выбора формата холста, а с поиска взаимосвязи между предметами. Можно пользоваться видоискателем, делать композиционные наброски, фотографии натюрморта с разных сторон.
Выбор формата холста зависит от пропорций группы. Понятно, что если высота группы значительно больше ширины, то берется вертикальный формат. Если же наоборот, то горизонтальный формат. Если разница между шириной и высотой группы предметов небольшая, то формат выбирается квадратным.
К тонкостям выбора формата относится выяснение величины свободных мест в натюрморте справа и слева, снизу и сверху от группы предметов. Это весьма важно для определения места композиционного центра. Обычно выгоднее расположить основную группу на втором плане. В этом случае чуть уменьшается величина изображения, однако появляется воздух и пространство.
Крупному изображению тесно на плоскости, оно визуально выпирает за края картины, не давая возможности передать пространство вокруг него. Хотя иногда художники используют и этот прием укрупнения предметов для создания определенного образа. Но это скорее исключение.
Найти правильный масштаб соотношений размера плоскости и величины изображаемого на ней очень важно. Слишком маленькое изображение будет теряться среди пустого формата.
Композиционный центр натюрморта хотя и не совпадает с геометрическим центром изобразительного поля, но и не смещается далеко от него. Это некоторое отдаление не нарушает общее равновесие композиции и в то же время вносит движение в глубину пространства.
При смещении композиционного центра он уравновешивается в натюрморте второстепенными предметами, деталями или цветовым тональным решением.
В натюрморте очень важно найти выразительную зрительную позицию. От уровня зрения зависит степень видимости горизонтальной плоскости, зависит восприятие глубины пространства и объем предметов. Иногда сам образ натюрморта определяется именно уровнем зрения художника.
В натюрмортах важную роль играют и цветовые контрасты, которые выявляют смысловой и композиционный центр.
Я постаралась сделать акценты на самых важных моментах в построении композиции натюрморта. Надеюсь, моя статья будет вам полезна.
Подписывайтесь на мой канал.
Я с удовольствием отвечу на каждый вопрос и комментарий.