Переговоры России и НАТО по безопасности, состоявшиеся 12 января 2022 года, оказались безуспешными, тем временем Россия продолжала проводить военные учения на границе с Украиной, что вызывало обеспокоенность по поводу возможного начала вооружённого конфликта, а на энергетических рынках опасались большой волатильности цен. Уже в середине января аналитики не питали иллюзий, что выход из нового геополитического кризиса окажется долгим и трудным. В сложившейся обстановке переговорный процесс лишь поспособствовал бы предотвращению войны в краткосрочной перспективе, но для существенного ослабления напряжённости понадобилось бы длительное время и большие дипломатические усилия.
Россия и Европа
Опасения участников энергетического рынка не были выдуманными. До начала острой фазы конфликта Украина представляла собой важнейший транзитный узел сырьевых товаров, главным образом, российских углеводородов. Через территорию Украины проходит южная ветка трубопровода "Дружба", по которому Россия поставляет нефть в страны Восточной Европы (Словакию, Венгрию, Чехию). Кроме того, исторически Украина являлась крупнейшим посредником в поставках российского газа в Европу.
Превращение Украины после событий 2014 года в "недружественное государство" заставило Россию предпринять ряд стратегических шагов в сфере обеспечения своей энергетической безопастности. Речь идёт о диверсификации маршрутов поставок газа в Европу и снижении зависимости от украинской ГТС. Ещё в 2011-2012 годах состоялось введение в эксплуатацию двух веток "Северного потока" с суммарной проектной мощностью 55 млрд м³ газа в год. Данный газопровод позволил миновать транзитные государства и осуществлять поставки напрямую европейским потребителям.
После подписания ряда межгосударственных соглашений в мае 2017 года началось строительство двух веток газопровода "Турецкий поток", эксплуатация которого началась в январе 2020 года. Проектная мощность газопровода составляет 31,5 млрд м³ газа в год. Параллельно в сентябре 2018 года была начала укладка ещё двух ниток газопровода "Северный поток–2". Несмотря на возникающие препятствия в виде санкций, строительство СП-2 было завершено в сентябре 2021 года. Мощность газопровода также составляет 55 млрд м³ газа в год. В конце 2021 года был запущен соединительный газопровод между ГТС Сербии и ГТС Венгрии, что позволило снизить до минимума поставки российского газа в Венгрию через территорию Украины и нарастить поставки по "Турецкому потоку".
В последние годы, по мере введения в эксплуатацию новых проектов Россия постепенно сокращала транспортировку газа через Украину. В соответствии с соглашением о транзите, заключённым между "Газпромом" и "Нафтогазом" в декабре 2019 года, "Газпром" согласился прокачать через Украину 65 млрд м³ газа в 2020 году и по 40 млрд м³ газа в год в период 2021-2024, что значительно ниже уровня транзита 94 млрд м³ в 2017 году.
29 декабря 2021 года Председатель Правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер доложил Владимиру Путину о полной готовности "Северного потока–2" к работе. Для запуска газопровода оставалось пройти сертификацию со стороны регулирующих органов Германии и Евросоюза.
Процесс сертификации затягивался. Двумя неделями ранее, 16 декабря, глава немецкого энергетического регулятора Bundesnetzagentur заявил, что окончательного решения о сертификации оператора трубопровода в первой половине 2022 года не будет. У немецкого регулятора было четыре месяца с 8 сентября, когда строительство газопровода было завершено, чтобы опубликовать проект решения о сертификации, но процесс был приостановлен 16 ноября по прошествии чуть более двух месяцев.19 января пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков выразил негодование по этому поводу, отметив, что из-за задержки с запуском "Северного потока–2" в конечном итоге пострадают европейские потребители.
Комментарии Пескова прозвучали на фоне усиливающейся напряженности в отношениях с Западом по поводу Украины. Днём ранее канцлер Германии Олаф Шольц пригрозил России санкциями, если она будет использовать энергию в качестве инструмента геополитического давления. Напомним, в июле 2021 года, Германия во главе с Ангелой Меркель и США опубликовали совместную декларацию, направленную, главным образом, на ограничение воздействия на Украину действующего трубопровода "Северный поток–2" и помощь в обеспечении будущей роли Украины как транзитной страны. 18 января Шольц заявил, что он поддерживает все аспекты декларации с Вашингтоном.
С 1 января 2022 года Газпром значительно сократил поставки в Европу. Объём экспорта газа в страны дальнего зарубежья в первой половине января снизился более чем на 40% по сравнению с показателем января 2021 года. Самое значительное сокращение произошло в поставках через украинскую ГТС и газопровод Ямал – Европа, проходящий через территорию Беларуси в Польшу. Задержка в процессе сертификации нового газопровода и снижение поставок поддерживали цены на газ в Европе на рекордных значениях.
На фоне усиления геополитических рисков цены на нефть, в том числе на российскую Urals, в середине января также оказались на семилетних максимумах. По прогнозам аналитиков, начало вооружённого конфликта в Европе в наихудшем случае привело бы сокращению поставок нефти по южной ветке "Дружбы" в размере 250 000 баррелей в сутки и росту цен до $100 за баррель. Было понятно, что несмотря на наличие компенсирующих мощностей, Европа находится в зависимости от импорта нефти из России.
В сложившейся обстановке российская нефтепроводная компания ПАО "Транснефть" запланировала увеличение поставок нефти в Европу по южной ветке "Дружбы" в 2022 году на 27% до 45,5 млн тонн или около 913 740 баррелей нефти в сутки, что стало бы самым высоким уровнем с 2018 года. Транснефть объявила о своих планах в тот самый момент, когда европейские потребители всерьёз занялись углублением диверсификации поставок сырой нефти. Ранее в январе польская PKN Orlen согласилась продать 30% акций гданьского нефтеперерабатывающего завода Lotos компании Saudi Aramco и подписала с компанией долгосрочное соглашение о поставках сырой нефти на 200 000–337 000 баррелей в сутки.
"Пресловутый "Северный поток–2"
Уже в конце января стало однозначно понятно, что проблема сертификации газопровода "Северный поток–2" и украинский вопрос чрезвычайно взаимосвязаны.
24 января появилась информация о том, что из-за угрозы начала военных действий госдепартамент санкционировал отъезд наёмных сотрудников американского посольства на Украине и их семей, а также рекомендовал гражданам США уехать из страны. Вслед за этим, 25 января, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что Администрация Байдена занимается поиском дополнительных поставок природного газа в Европу на случай российского вторжения на Украину. Соединённые Штаты начали всерьёз угрожать России санкциями в отношении "Северного потока–2".
Для понимания сути произошедшего и происходящего необходимо обратиться к числовым данным. 2 января 2022 года Алексей Миллер в своей колонке на официальном сайте "Газпрома" сообщил, что в 2021 году в страны дальнего зарубежья было экспортировано 185,1 млрд м³ газа. При этом известно, что в Китай, в соответсвии с планом, было поставлено до 10 млрд м³. Остальной объём поставок, то есть около 175 млрд м³ газа, пришёлся, на европейский рынок, из них через украинскую ГТС было поставлено 41,6 млрд м³ (что, кстати, на 1,6 млрд м³ больше, чем было оговорено в соглашении "Газпрома" и "Нафтогаза" от 2019 года).
Совокупная проектная мощность всех функционирующих российских экспортных газопроводов, направленных в Европу, за исключением тех, которые подключены к украинской ГТС, составляет 135,4 млрд м³ газа в год.
Что означал бы запуск "Северного потока–2" с проектной мощностью 55 млрд м³ газа в год?
Во-первых, мощности "СП-2" хватило бы, чтобы Россия могла полностью отказаться от использования украинской ГТС в качестве транзитного узла. Украине грозила потеря важного источника дохода для экономики, а также она могла утратить политическую позицию "необходимого России партнёра" для надлежащего обеспечения газовых поставок в Европу. Россия, напротив, в случае успешного запуска нового газопровода переставала быть зависимой от украинского транзита и, наоборот, приобретала бы рычаги политического и экономического давления на руководство "незалежной". Россия смогла бы диктовать условия в вопросе украинского транзита и использовать его для достижения других внешнеполитических целей.
Во-вторых, запуск нового газопровода позволил бы Германии напрямую получать до 110 млрд м³ газа в год (совокупная мощность двух "Северных потоков"). Будучи самым крупный потребителем газа в Европе, Германия получала бы излишек газа, который мог быть перенаправлен в соседние европейские страны, что, безусловно, принесло бы дополнительный доход немецкой экономике. Кроме того, реализация ещё одного совместного проекта в газовой сфере пошло бы на пользу российско-немецким отношениям и укрепило бы торгово-экономическое партнёрство двух государств.
В-третьих, перенаправление газовых потоков привело бы к изменению ценовой конъюнктуры на европейском рынке. Страны, граничащие с Германией смогли бы получать большие объёмы газа с низкими издержками. На примере Франции это привело бы к частичному отказу от СПГ в пользу более дешёвого трубопроводного газа, поставляемого из России через "Северные потоки".
Соединённые Штаты, будучи одним из крупнейших экспортёров СПГ, в случае запуска "Северного потока–2" потеряли бы свою долю на европейском рынке. Кроме того, США активно противились сближению России и Германии, происходившему в период нахождения у власти канцлера Ангелы Меркель. Разобщение двух государств обеспечило бы США сохранение и усиление своей геополитической позиции в Европе и привело бы к ослаблению влияния России в регионе.
"Северный поток–2" был как pain in the ass [заноза в одном месте] для США. Штаты стремились не допустить его запуска. Но как добиться этой цели, если решение о вводе в эксплуатацию газопровода, главным образом, зависит от Германии, основного бенефициара нового проекта? Единственный способ – поссорить Россию с Германией или, чтобы наверняка, со всей Европой, тогда ни о каком запуске не могло бы быть и речи.
Подвернулась подходящая возможность: Украина, имеющая разногласия с Россией и, к тому же, разделяющая боль в одном месте с Соединёнными Штатами по поводу "СП–2". А тут ещё и русские затвердили о каких-то гарантиях безопасности... США разыграли эту карту и спровоцировали вооружённый конфликт. В общем, цель была достигнута: мы поссорились, запуск второго "Северного потока" отложили на неопределённое время.
Важно отметить, что Россия пошла на этот конфликт сознательно, нашей стране действительно не оставили выбора. Напомним, что в случае успешного запуска "Северного потока–2" наша страна приобрела бы рычаги давления на Украину, которые позволили бы решить вопрос Донбасса мирным политико-дипломатическим путём и избежать кровопролития. К сожалению, Российской Федерации не дали возможность использовать свои инструменты "мягкой силы", поэтому пришлось прибегнуть к "жёсткой".