Найти тему
Кабанов // Чтение

Способен ли человек создать муки ада (обзор новеллы)

Человек несовершенен по своей природе. Об этом замечательно выразился русский писатель Андрей Георгиевич Битов:

…потому что человек сам должен себя совершить. Это не приговор – быть человеком, а назначение.

Но на что готов пойти каждый из нас на пути «совершения» себя?

До какой точки может дойти человек, обуреваемый своими чувствами, доведенный ими до предела?

Книга Рюноске Акутагавы.
Книга Рюноске Акутагавы.

Рюноскэ Акутагава ищет ответы на эти вопросы в своей новелле «Муки ада». У автора внушительное количество инструментов: проблемы морали и религии, взаимосвязь искусства и жизни, человеческие пороки, социальное неравенство, любовь родителя к ребенку и многое другое.

Посмотрите на себя со стороны. Способны ли вы сделать нечто ужасное, что обречет другого на адские муки? Сможете ли вы спокойно жить дальше, причинив непоправимый вред? Подумайте о ваших близких: смогли бы они захотеть совершить нечто настолько ужасное, что трудно представить?

Это крайне сложные вопросы, на которые вряд ли есть однозначные ответы. Прочитав наш обзор, вы немного больше узнаете об истинной сущности человека – себя, кого-то из своего окружения или какого-то абстрактного жителя нашей планеты.

Книга Рюноске Акутагавы.
Книга Рюноске Акутагавы.

Повествование в «Муках ада» ведется от имени служанки во дворце императора. По ее собственной характеристике, она не отличается умом или проницательностью, поэтому читателю важно быть очень внимательным, чтобы за ее простой и легкой речью разглядеть настоящую трагедию этой сложной истории.

Мрачный, скупой, алчный, заносчивый и самолюбивый Ёсихидэ – придворный художник. Ради идеальной картины он готов на все: забыть самого себя, заковать в цепи одного своего ученика и натравить огромного филина на другого и даже кое-что похуже. Кроме любви к искусству, он испытывает еще одну сильную привязанность – к своей единственной дочери.

Прекрасная как снаружи, так и внутри дочь художника служит при императоре, стараясь быть неприметной. Из друзей у нее лишь одно существо – обезьянка, названная именем ее отца в насмешку над ним.

Книга Рюноске Акутагавы.
Книга Рюноске Акутагавы.

Наша рассказчица не скрывает, что император благоволил к дочери Ёсихидэ, правда объясняет это его благородными качествами, а не сластолюбием. Но мы все-таки читаем между строк и понимаем, что его светлость мог добиваться взаимности от девушки, но получил отпор. Человек, облеченный безграничной властью, теряет способность принимать отказ.

В то время художник по распоряжению императора работал над ширмами с муками ада. Но талантливый мастер обладал весомым изъяном: Ёсихидэ мог в совершенстве нарисовать лишь то, что видел воочию. Поэтому ему приходилось издеваться над своими учениками, чтобы срисовать с них мотивы адских мук.

Но одной картины ему недоставало. Он пришел к императору и сказал, что для того, чтобы закончить работу, ему нужно увидеть, как горит карета с прекрасной женщиной внутри. В этот момент легкий холодок пробежит по коже любого читателя. Ведь этот человек прямо заявляет о своем желании подвергнуть другого человека мучительной смерти во имя того, что он понимает под искусством.

Рюноскэ Акутагава. Источник Яндекс картинки.
Рюноскэ Акутагава. Источник Яндекс картинки.

Ответ императора должен был насторожить не только нас, читателей, но и самого Ёсихидэ. Его светлость сказал: «Значит, чтобы нарисовать ширмы с муками ада, тебе нужно увидеть ад?». Кажется, его не удивили ни просьба художника, ни мысль о воплощении жестокого плана. Нам мало рассказали о характере императора, но в этот момент мы понимаем, что в жажде мести, как и в стремлении получить желаемое, этот человек не остановится ни перед чем.

Развязка новеллы страшна и, вместе с тем, ожидаема бдительным читателем. Мы уже знаем, к чему приведет этот ужасный замысел двух таких разных, но одинаково помешанных людей. Один теряет рассудок от осознания собственного могущества, другой – от беспомощности перед непостижимым. При этом вряд ли начало повествования предвещало беду: до крайности этих двоих довели их собственные чувства.

Как думаете, на что можно пойти ради искусства? А ради любви? Пишите в комментариях ваше мнение о том, где должна быть грань дозволенного.

Участвуйте в обсуждении других обзоров литературных произведений ХХ века на нашем канале.