Найти тему
Это интересно!

Архитектура Египта в эпоху Среднего и Нового Царства

В предыдущей статье мы затрагивали тему архитектуры Египта в эпоху Древнего Царства (28 - 24 вв. до н.э.). Также мы уже успели познакомиться с искусством Древнего Египта (часть 1, часть 2). Сегодня же речь пойдет об архитектуре Египта в эпоху Среднего (21 - 18 века до н.э.) и Нового Царства (16 - 11 века до н.э.).

-2

В Среднее царство египетская культура сильно меняется. Столицей Египта становится город Фивы. На его территории сейчас расположен город Луксор.

Фивы находились гораздо южнее прежней столице Мемфиса. Там жили немного другие племена, у которых были свои культы, свои боги. Бога солнца (Ра) там почитали под именем Амона. И жрецы, которые пытались установить преемственность с религией Древнего царства, потратили много богословских усилий на то, чтобы доказать, что Амон и Ра - одно и то же лицо.

Погребальные храмы Хатшепсут. 15 в. до н.э.
Погребальные храмы Хатшепсут. 15 в. до н.э.

Погребальные комплексы Среднего царства все меньше и меньше напоминают погребальный комплекс Древнего царства с пирамидами. Пирамиды, похоже, некоторое время еще сохранялись, но они становились все меньше, а храм при них все больше. Кроме того, гробницы стали делать в скалах.

Погребальные храмы Хатшепсут. 15 в. до н.э.
Погребальные храмы Хатшепсут. 15 в. до н.э.

В районе Фив над нильской долиной с западной стороны нависают скалистые обрывы, и в них начинают высекать гробницы. Храм стоит перед входом в скальную гробницу.

Погребальный храм Ментухотепа IIв Дейр-эль-Бахри. Конец 21 в. до н.э.
Погребальный храм Ментухотепа IIв Дейр-эль-Бахри. Конец 21 в. до н.э.

И если в некоторых из них, например, в погребальном храме Ментухотепа II, пирамида, по-видимому, еще была, то, например, в храме царицы Хатшепсут, который стоит по соседству с храмом Ментухотепа II, пирамиды уже нет.

Вообще царица Хатшепсут самостоятельно правила, и поэтому она единственная женщина во всей египетской истории, похороненная как царь, и у нее есть собственный большой погребальный храм. Этот комплекс интересен еще и тем, что в нем нет гробницы. C периода правления царицы Хатшепсут гробницы стали делать отдельно от храма, и этому есть причина.

Фараоны были богаты, и их гробницы грабили. В какой-то момент, чтобы обезопасить останки царей, решено было хоронить их отдельно от больших погребальных храмов, которые были видны издалека. Их хоронили в обстановке строжайшей секретности в пустынных ущельях дальше на западе, над нильской долиной, а погребальные храмы строили внизу, в долине.

Гробница Меренптаха в Длине Царей, схема. Конец 13 в. до н.э.
Гробница Меренптаха в Длине Царей, схема. Конец 13 в. до н.э.

С этого момента египетские царские гробницы - это такие искусственные пещеры, высеченные в скале, иногда глубокие, часто с какой-то довольно хитрой планировкой, иногда даже похожей на лабиринт.

А храмы, причем как храмы, посвященные умершим и обожествленным фараонам, так и храмы, посвященные собственно богам египетского пантеона, наконец окончательно обособились в отдельный тип архитектуры, который теперь развивается самостоятельно.

Руины Карнакского храма. 20 - 4 вв. до н.э.
Руины Карнакского храма. 20 - 4 вв. до н.э.

Окончательно тип древнеегипетского храма Нового царства сложился примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры. В это время были построены основные части двух важнейших храмов египетской столицы Фив - те храмы, которые сейчас называют Карнакским и Луксорским.

Луксорский храм в Фивах. 14 в. до н.э.
Луксорский храм в Фивах. 14 в. до н.э.

Этот тип храма сохраняется почти без изменений до I века до нашей эры, до римского завоевания Египта. Поэтому как типичный пример египетского храма мы рассмотрим не классические постройки Нового царства, так как от них остались живописные руины, в которых трудно увидеть структуру, а поздний III века до нашей эры храм Гора в Эдфу. Он сохранился почти полностью.

Храм Гора в Эдфу (план). 3 в. до н.э.
Храм Гора в Эдфу (план). 3 в. до н.э.

На плане мы видим, что храм состоит из нескольких отсеков, нанизанных на общую ось. Эти отсеки, на которые делится храм, могут быть либо колонными залами, накрытыми крышей. Такие залы по-гречески называются гипостилями, то есть "колонны внизу".

Храм Гора в Эдфу. Гипостиль.
Храм Гора в Эдфу. Гипостиль.

Либо эти отсеки могут быть дворами, которые колонны окружают по периметру, поэтому они называются перистиль.

Храм Гора в Эдфу. Перистиль.
Храм Гора в Эдфу. Перистиль.

Гипостелей и перистилей может быть несколько, они могут чередоваться или идти один за другим подряд: тут четкой закономерности нет.

Четкая закономерность есть в следующем - чем дальше мы движемся от входа в глубь храма, тем меньше и ниже помещение. Самая маленькая и, как правило, самая темная из них - это комната вдали, где путь заканчивается, где стоит статуя бога или нескольких богов, часто трех, которых почитают в этом храме. Эту комнату, самое священное место во всем комплексе, называют святилище. Это конец пути.

А начало пути - вход в храм, тоже выглядит особым образом. Его фланкируют две башни, которые называются пилоны.

Храм Гора в Эдфу. Пилоны.
Храм Гора в Эдфу. Пилоны.

Строго говоря, египетский храм Нового царства - это не здание, это монументально оформленная дорога процессии. И лента этого оформления с течением времени, по мере того как новые фараоны добавляют все новые и новые залы и дворы к нему, теоретически может разворачиваться бесконечно.

При этом храм - это художественная система, сложно структурированная и по определенным законам построенная, и законы эти очень детально разработаны.

Например, египтяне делали колонны по строгим правилам, не позволяя себе отсебятины. С древности в Египте существуют несколько типов колонн, и египтяне делали их только такими.

Луксорский храм в Фивах. Колонны - папирусы
Луксорский храм в Фивах. Колонны - папирусы

Один из этих типов: колонны, имитирующие связку папируса, порой даже изображены жгуты, которыми эти стебли якобы связаны.

Есть и другие колонны, и легко понять, какие. В Египте ведь было два самых популярных растения - папирус и лотос.

Стало быть, были колонны, изображающие лотос, причем двух видов - с капителью в виде бутона и с капителью в виде раскрывшегося цветка. И у колонн того или иного типа есть свое место в структуре храма.

Храм Амона (Ра) в Карнаке. Около 1312 - 1235 гг. до н.э.
Храм Амона (Ра) в Карнаке. Около 1312 - 1235 гг. до н.э.

В гипостильных залах делали потолки на разных уровнях и между ярусами крыш устраивали окна верхнего света. В стенах египетских храмов окон нет никогда, они абсолютно глухие. А вот между уровнями крыш могут быть окна. Свет в этом случае падает сверху. И ярче всего оказываются освещены капители высоких колонн, которые получаются на одном уровне с этими верхними окнами.

Колонна с капителью в виде раскрывшегося цветка.
Колонна с капителью в виде раскрывшегося цветка.

И эти капители всегда имеет вид раскрытого цветка лотоса, а у колонн, которые ниже, и чьи капители ниже уровня окон, погружены в тень, эти капители всегда в виде бутонов.

Колонна с капителью в виде бутона.
Колонна с капителью в виде бутона.

Известно же, что цветы лотоса закрываются на ночь. Каменная гранитная египетская архитектура тоже ведет себя как живые заросли.

Добавим к этому еще то, что на египетских колоннах плохо сохранилась краска. Но они же были раскрашены, что добавляло им сходство с растениями, и потолок над ними тоже был раскрашен.

Хеб - седный зал Тутмоса III в Карнакском храме. 15 в. до н.э.
Хеб - седный зал Тутмоса III в Карнакском храме. 15 в. до н.э.

С точки зрения египтянина, потолок гипостильного зала и вообще любой потолок - это небо. Все египетские потолки были покрашены в синий цвет, и на них были нарисованы звезды.

Храм Амона (Ра) в Карнаке (реконструкция)
Храм Амона (Ра) в Карнаке (реконструкция)

То есть в широком смысле египетский храм - это, оказывается, своего рода пейзаж. Такой скульптурный пейзаж или скульптурное изображение космоса, всего мира, каким его видели египтяне. А для египтянина космос, мир - это, как было сказано, Нил и его берега, заросшие тростником и лотосами.

#искусство #архитектура #история #египет #древний египет #это интересно #культура

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц