В предыдущей статье мы затрагивали тему архитектуры Египта в эпоху Древнего Царства (28 - 24 вв. до н.э.). Также мы уже успели познакомиться с искусством Древнего Египта (часть 1, часть 2). Сегодня же речь пойдет об архитектуре Египта в эпоху Среднего (21 - 18 века до н.э.) и Нового Царства (16 - 11 века до н.э.).
В Среднее царство египетская культура сильно меняется. Столицей Египта становится город Фивы. На его территории сейчас расположен город Луксор.
Фивы находились гораздо южнее прежней столице Мемфиса. Там жили немного другие племена, у которых были свои культы, свои боги. Бога солнца (Ра) там почитали под именем Амона. И жрецы, которые пытались установить преемственность с религией Древнего царства, потратили много богословских усилий на то, чтобы доказать, что Амон и Ра - одно и то же лицо.
Погребальные комплексы Среднего царства все меньше и меньше напоминают погребальный комплекс Древнего царства с пирамидами. Пирамиды, похоже, некоторое время еще сохранялись, но они становились все меньше, а храм при них все больше. Кроме того, гробницы стали делать в скалах.
В районе Фив над нильской долиной с западной стороны нависают скалистые обрывы, и в них начинают высекать гробницы. Храм стоит перед входом в скальную гробницу.
И если в некоторых из них, например, в погребальном храме Ментухотепа II, пирамида, по-видимому, еще была, то, например, в храме царицы Хатшепсут, который стоит по соседству с храмом Ментухотепа II, пирамиды уже нет.
Вообще царица Хатшепсут самостоятельно правила, и поэтому она единственная женщина во всей египетской истории, похороненная как царь, и у нее есть собственный большой погребальный храм. Этот комплекс интересен еще и тем, что в нем нет гробницы. C периода правления царицы Хатшепсут гробницы стали делать отдельно от храма, и этому есть причина.
Фараоны были богаты, и их гробницы грабили. В какой-то момент, чтобы обезопасить останки царей, решено было хоронить их отдельно от больших погребальных храмов, которые были видны издалека. Их хоронили в обстановке строжайшей секретности в пустынных ущельях дальше на западе, над нильской долиной, а погребальные храмы строили внизу, в долине.
С этого момента египетские царские гробницы - это такие искусственные пещеры, высеченные в скале, иногда глубокие, часто с какой-то довольно хитрой планировкой, иногда даже похожей на лабиринт.
А храмы, причем как храмы, посвященные умершим и обожествленным фараонам, так и храмы, посвященные собственно богам египетского пантеона, наконец окончательно обособились в отдельный тип архитектуры, который теперь развивается самостоятельно.
Окончательно тип древнеегипетского храма Нового царства сложился примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры. В это время были построены основные части двух важнейших храмов египетской столицы Фив - те храмы, которые сейчас называют Карнакским и Луксорским.
Этот тип храма сохраняется почти без изменений до I века до нашей эры, до римского завоевания Египта. Поэтому как типичный пример египетского храма мы рассмотрим не классические постройки Нового царства, так как от них остались живописные руины, в которых трудно увидеть структуру, а поздний III века до нашей эры храм Гора в Эдфу. Он сохранился почти полностью.
На плане мы видим, что храм состоит из нескольких отсеков, нанизанных на общую ось. Эти отсеки, на которые делится храм, могут быть либо колонными залами, накрытыми крышей. Такие залы по-гречески называются гипостилями, то есть "колонны внизу".
Либо эти отсеки могут быть дворами, которые колонны окружают по периметру, поэтому они называются перистиль.
Гипостелей и перистилей может быть несколько, они могут чередоваться или идти один за другим подряд: тут четкой закономерности нет.
Четкая закономерность есть в следующем - чем дальше мы движемся от входа в глубь храма, тем меньше и ниже помещение. Самая маленькая и, как правило, самая темная из них - это комната вдали, где путь заканчивается, где стоит статуя бога или нескольких богов, часто трех, которых почитают в этом храме. Эту комнату, самое священное место во всем комплексе, называют святилище. Это конец пути.
А начало пути - вход в храм, тоже выглядит особым образом. Его фланкируют две башни, которые называются пилоны.
Строго говоря, египетский храм Нового царства - это не здание, это монументально оформленная дорога процессии. И лента этого оформления с течением времени, по мере того как новые фараоны добавляют все новые и новые залы и дворы к нему, теоретически может разворачиваться бесконечно.
При этом храм - это художественная система, сложно структурированная и по определенным законам построенная, и законы эти очень детально разработаны.
Например, египтяне делали колонны по строгим правилам, не позволяя себе отсебятины. С древности в Египте существуют несколько типов колонн, и египтяне делали их только такими.
Один из этих типов: колонны, имитирующие связку папируса, порой даже изображены жгуты, которыми эти стебли якобы связаны.
Есть и другие колонны, и легко понять, какие. В Египте ведь было два самых популярных растения - папирус и лотос.
Стало быть, были колонны, изображающие лотос, причем двух видов - с капителью в виде бутона и с капителью в виде раскрывшегося цветка. И у колонн того или иного типа есть свое место в структуре храма.
В гипостильных залах делали потолки на разных уровнях и между ярусами крыш устраивали окна верхнего света. В стенах египетских храмов окон нет никогда, они абсолютно глухие. А вот между уровнями крыш могут быть окна. Свет в этом случае падает сверху. И ярче всего оказываются освещены капители высоких колонн, которые получаются на одном уровне с этими верхними окнами.
И эти капители всегда имеет вид раскрытого цветка лотоса, а у колонн, которые ниже, и чьи капители ниже уровня окон, погружены в тень, эти капители всегда в виде бутонов.
Известно же, что цветы лотоса закрываются на ночь. Каменная гранитная египетская архитектура тоже ведет себя как живые заросли.
Добавим к этому еще то, что на египетских колоннах плохо сохранилась краска. Но они же были раскрашены, что добавляло им сходство с растениями, и потолок над ними тоже был раскрашен.
С точки зрения египтянина, потолок гипостильного зала и вообще любой потолок - это небо. Все египетские потолки были покрашены в синий цвет, и на них были нарисованы звезды.
То есть в широком смысле египетский храм - это, оказывается, своего рода пейзаж. Такой скульптурный пейзаж или скульптурное изображение космоса, всего мира, каким его видели египтяне. А для египтянина космос, мир - это, как было сказано, Нил и его берега, заросшие тростником и лотосами.
#искусство #архитектура #история #египет #древний египет #это интересно #культура