Найти тему
Геоскан

Волков бояться — на обучение не ездить: как наших инструкторов занесло на Колыму

Выйдя из самолета рейса Санкт-Петербург—Якутск, мы узнали, что наш пересадочный самолет до пгт Усть-Нера улетел почему-то два часа назад. Естественно, без нас. А следующий будет только через семь дней, но это не точно.

Так начались наши приключения.

Для начала — краткая справка, кто мы и как оказались в Якутии. Меня зовут Иван, мою напарницу — Юля, мы специалисты технической поддержки Геоскана. В Якутию полетели проводить обучение для нового клиента: при покупке любого профессионального беспилотника Геоскана у покупателя есть возможность пройти небольшой инструктаж от нашей компании. Чаще всего это происходит в Санкт-Петербурге: клиент приезжает за бортом и сразу учится с ним обращаться. Но иногда, если он не может приехать в Петербург по каким-либо причинам, есть вариант пройти обучение онлайн или вызвать наших специалистов к себе — что и сделал наш якутский покупатель. Так мы с Юлей вышли из самолета в Якутске.

Узнав, что стыковочный рейс не состоится, мы оказались в пяти тысячах километров от дома и в тысяче километров от точки назначения. Одним словом, в затруднении.

Приблизительно наш путь
Приблизительно наш путь

Наши клиенты нас очень ждали, поэтому нужно было срочно что-нибудь придумать. Исходные данные оказались такие. Точка назначения — вахтовый поселок в 100 км от пгт Усть-Нера. Сама Усть-Нера находится ровно посередине трассы Колыма в 1000 км от Якутска. И добраться туда можно двумя способами: самолетом, который будет через неделю (но, повторюсь, это не точно) или на такси прямо сейчас. Такси обещало довезти за 20 часов. И мы выбрали такси.

Первое испытание нас ждало еще до выезда на трассу. Чтобы на нее попасть, надо было преодолеть переправу через реку Лену. Перевозил через нее древний паром, это сопровождалось огромной очередью без малейшего расписания. Персонал парома, кажется, работал по настроению, и в наш приезд настроения у него не было. Там мы потратили около четырех часов.

Река Лена
Река Лена

Выезд на трассу состоялся нормально. Не считая того, что сложно назвать трассой дорогу, по которой мы ехали. Но наш водитель Валера оказался веселым и разговорчивым, сопки за окнами — красивыми, сиденья, в принципе, удобными. Приключения продолжились только спустя километров триста.

Смеркалось. Мы начинали дремать… Вдруг — какой-то хлопок снаружи, наша машина завиляла, и сильный башмак Валеры ударил по тормозу.

— Кажись, колесо пробили.

Вышли из машины, повздыхали. Помогли Валере заменить колесо. Постояли, потянулись, размялись. В общем, даже почти не обидно было, что задержались. Валера уже снимал машину с домкрата, когда с обочины на дорогу вышли два волка и направились к нам. Мы с Юлей застыли в ужасе.

— В машину прыгайте! Быстро!

Запрыгнули, захлопнули двери. Домкрат тоже захватили. И Валера начал сигналить и мигать фарами. Волки испугались и трусливо покинули свой несостоявшийся банкет. Следующие 100 км ехали молча.

Примерно в час ночи, когда мы с Юлей, уже совсем утомленные дорогой, сменой часовых поясов и новыми зубастыми впечатлениями, видели третий сон, Валера снова ударил по тормозу. На этот раз чуть нежнее. Сквозь сон услышали, как опускается стекло.

— Сержант Иванов. Предъявите ваши документы.

Я поудобнее сбиваю подушку. Минутное дело, думаю — проверить документы и поехать себе дальше. Да, минутное, если у водителя действующие права.

Оказалось, наш Валера лишен водительских прав. Сам Валера утверждал, что никаких прав он не лишался, и что произошла какая-то ошибка. Однако инспектор решил, что лучше этот вопрос обсудить с кем-то из главных, и забрал нас, Валеру и его машину к ближайшему отделению ГИБДД на штрафстоянку. Там мы и провели ночь.

Утром Валере выдали временные права (до суда), и мы поехали дальше.

Спустя еще несколько сотен километров у Валериной машины из-под капота повалил пар.

— Кажись, двигатель закипел.

Юля взвыла в отчаянии. Я тихонечко тоже.

Потом была еще одна неторопливая переправа через реку. Остановки на обед и другие дела… В итоге до Усть-Неры на такси мы ехали 44 часа.

В Усть-Нере нас забрала вахтовая машина и отвезла в вахтовый поселок — еще 100 км. Туда путь занял райские 6 часов, которые мы даже не заметили. Там мы и провели обучение, ради которого проделали этот долгий путь.

Мы выполняли свой долг, который говорил нам: обучи клиента своего, как самого себя. И ехали мы провести инструктаж для золотодобывающей компании, которая купила наш беспилотник.

Ради чего все затевалось

Само обучение проходило, как обычно, в три этапа: теория+практика+обработка данных.

Сперва был мой выход. Я рассказал про особенности эксплуатации комплекса, который клиент приобрел. Как готовиться к полету, как собирать борт, проверять его перед заданием, запускать, следить за ним, сажать обратно и получать с него данные. Еще изучили ПО Geoscan Planner — как им пользоваться и на что нажимать. Такие занятия обычно идут два дня.

На втором этапе мы в полях вместе с клиентом запускали борт. Эта практика нужна для того, чтобы отработать теоретические навыки, которые клиент получил в классе под моим присмотром. Клиент самостоятельно собирает борт, готовит компьютер, строит полетное задание, проходит предстартовую подготовку, запускает борт, внимательно следит, чтобы корректно отлетал и приземлился. Я следил, чтобы он все делал правильно и понимал, что происходит. Еще я отвечал на вопросы и вмешивался, если что-то шло не по плану.

Занятия в полях
Занятия в полях

На третьем этапе в главную роль вступала Юля. Она проводила обзор основных рабочих функций программы Agisoft Metashape и способы получения точной геодезической привязки данных. Уклон делала в тот инструментарий, который понадобится при решении задач специалистам конкретно этой компании. Помимо самой теории по Metashape мы выдали инструкции по обработке, ссылки на дополнительные руководства по специфической обработке данных, дополнительные источники полезной информации (где скачать демо-данные, где найти параметры локальных систем координат, в каких программах можно работать с моделями из Metashape и т.д.). В общем, охватили подготовку клиента со всех сторон.

Юля на инструктаже
Юля на инструктаже

И спустя четыре дня, выполнив свой долг (проведя инструктаж и выдав клиенту сертификат о том, что он все послушал и всему научился), мы… отправились бы назад. Но рейс из Усть-Неры до Якутска переносили три раза, а ехать на такси обратно никакого желания не было. В итоге до дома мы, конечно, добрались, и не менее весело,

но это уже совсем другая история.

#геоскан #бпла #афс #аэрофотосъемка #беспилотник #инструктаж #обучение #Agisoft Metashape