ЛИКБЕЗ Советы родителям
Занятие 3. Как помочь ребёнку по русскому языку дома? 5 класс
1. Вырабатываем навыки выразительной речи
Вспомним термины: речевое дыхание, выразительное чтение, орфографическая зоркость, орфографический диктант, фонетическое чтение, слабая позиция, сильная позиция, интонация перечисления.
В наше ковидное время говорить о пользе дыхания, наверное, ни к чему. Однако вспомним, что известны целые системы правильного дыхания, например, К.П. Бутейко, у которого разработаны упражнения для детей, начиная с 4- летнего возраста, и для взрослых или система А.Н. Стрельниковой, то есть давно доказано, что именно дыхание определяет и нашу жизнь, и здоровье каждой клеточки организма, красоту и стройность, силу ума и бодрость духа. Мы, конечно же, будем стремиться ещё ик совершенствованию навыка выразительной речи, столь необходимого в школе. И наши упражнения по – прежнему будут носить игровой характер. В них использованы элементы системы К.П. Бутейко.
Постараемся провести наши занятия на дидактическом материале, организованном тематически, что поможет их сделать не только более интересными, но и познавательными. Это «погружение» в тему позволит приготовиться к урокам развития речи. Итак, сегодня у нас смысловая тема: «Перед весной бывают дни такие…»
Ребёнку мы объявляем, что сегодня совершим путешествие в лес, в прекрасную русскую природу, и что туда мы отправимся на волшебном лифте.
а) Выполните упражнения для развития речевого дыхания.
1. Глубоко вздохните, наберите побольше воздуха и на выдохе посчитайте этажи, которые проедет волшебный лифт в прекрасную Весну, так, чтобы между цифрами были маленькие паузы. До какого этажа сегодня доедет ваш лифт? Итак, на выдохе: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15… Попробуйте ещё раз, чтобы быстрее добраться до этого прекрасного времени года.
2.Выполните упражнение, которое называется «Задуйте свечу»: сделайте спокойный короткий вдох и разом выдохните весь воздух. Вы задули одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте спокойный свободный вдох и выдохните плавными, удлинёнными тремя порциями, задувая каждую свечку.
3. А теперь вновь на длительном плавном выдохе произносим волшебное заклинание, чтобы быстрее оказаться в Весне: «Весна пришла в наш край». Спокойный свободный вдох, слова произносим на плавном выдохе, увеличивая каждый раз фразу на одно слово: «весна», «весна пришла», «весна пришла в наш» », «весна пришла в наш край».
б) Упражнения для совершенствования навыка выразительной речи.
1. Прочитайте первую строчку из стихотворения А. Ахматовой так, как бы её прочитали старуха Шапокляк и Чебурашка, герои мультфильма «Шапокляк»: «Перед весной бывают дни такие…».
2. Проговорите эту же фразу с разными интонациями: радостно, печально, ласково, гневно, шуточно.
3. Прочитайте лирическую миниатюру А. Ахматовой громко, тихо, шепотом.
А.А. Ахматова
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.
Кстати говоря, эти прекрасные строки Анны Ахматовой можно выучить и написать письмо по памяти.
2. Продолжаем работать над орфографической зоркостью.
Сегодня вашему вниманию предлагаются диктанты вполне «серьёзные», это повествовательные тексты, которые, как правило, предлагаются именно в 5 классе. Однако методика проведения их такая же, как и для диктантов по рифмовкам.
Итак, напоминаем, что необходимо прочитать текст диктанта фонетически, то есть так, как слова звучат в речевом потоке. Второе чтение – орфографическое по слогам, то есть так, как слова пишутся, причём можно сразу подчёркивать ту гласную (или согласную) в корне, в приставке, в суффиксе, в окончании, которая находится в слабой позиции, то есть без ударения (не после гласной), можно выделить её, обвести зелёной ручкой. В последний раз после разбора предложите пятикласснику прочитать ещё раз орфографически, затем фонетически. Затем диктант пишем, привлекая все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Орфографический диктант 1.
(1)Зима заскользила к весне быстро, стремительно. (2) В окна по утрам било солнце, косые яркие квадраты ложились на доски пола, наползали на одеяла и подушки, заставляли блаженно жмуриться. (3) Засверкали, закапали сосульки, свисавшие зубьями с козырька над балконом.(4) В считанные дни побурели, осели сугробы за окном. (5)Вдоль проезжей дороги снег стал пористым, жёлто-серым, сжался и потёк. (6) Шла скорая, жадная алтайская весна.
(П. Романов)
В процессе подготовки к диктанту можно предложить ребёнку выписать трудные для него слова и попытаться объяснить, почему они сложны для него. Во – первых, уточните, в чём сложность: в лексическом значении или в написании, в орфографии? Если (1) в лексическом, например, «стал пористым», то можно подобрать однокоренные слова или обратиться к словарям. Во – вторых, если в написании, то (2) определите, в какой морфеме данная орфограмма, и примените правило о правописании приставок, корней, суффиксов и окончаний. Обратите особое внимание (3) на интонацию, с которой прочитываются однородные члены предложения. Это интонация перечисления: «заскользила быстро, стремительно», «квадраты ложились, наползали, заставляли», «засверкали, закапали сосульки», «побурели, осели сугробы», «снег стал пористым, жёлто - серым», «скорая, алтайская весна». Выделение причастного оборота запятой в 3 предложении просто подсказываем без объяснения: это правило изучается позже.
Орфографический диктант 2.
(1) На теневой стороне дома уже совсем захолодало. (2) Лёгкий весенний мороз к вечеру затягивал звёздами лужицы около парадного крыльца.(3) Капели стали застывать и реже падать.(4) И шершавый ноздреватый ледок слышнее захрустел под ногами в тихом вечернем воздухе.
(5)Мы нарочно прошлись около дома, продавливая лёд на лужицах и прислушиваясь к его стеклянному хрустенью.
(6) Солнце уже село совсем, только сквозь чёрные ветки сада виднелся красноватый отблеск догоравшей зари.
(П. Романов)
Подсказываем запятую в 5 предложении, она выделяет деепричастные обороты, которые изучаются позже. В 6 предложении просим выделить грамматические основы (подлежащие и сказуемые), разделив сложное предложение на 2 части. Простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения разделяются запятой.
Орфографический диктант 3.
(1)Весна, совсем весна. (2)Стоит в ушах весенний звон, весенний гомон.
(3)В березняке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипучего свиста скворцов. (4)Все они устраивают гнёзда и важно, вразвалку ходят по саду, выбирая хворостинки и сухие прошлогодние листья.
(5)Из чащи леса уже бежит прозрачный ручеёк последней весенней воды. (6)На берёзах надулись тройчатые почки, и, если сломишь веточку, то из неё, как слёзы на весеннем солнце, каплет, почти ручьём льётся сок.
(7)Над прозрачными ещё вершинами осин ярко синеют молодые весенние небеса с бегущими под ними белыми облаками.
(П. Романов)
Подсказываем пунктуацию в предложениях 4 (деепричастный оборот) и 6. Оно сложное с разными видами связи, то есть состоит из простого предложения, к которому с помощью сочинительного союза И присоединяется сложноподчинённое с придаточным условия (если сломишь…), главное (то из неё..) осложнено сравнительным оборотом (как слёзы…). Данное пояснение – для родителей.
Желаю удачи! Л.Г.