Один из крупнейших инвесторов и игроков российского авторынка молчал почти месяц, отвечая классическим «не комментируем» на все вопросы. И наконец прокомментировал — сухим и лаконичным, на первый взгляд, релизом. Я взглянул на него трижды.
Время читать между строк, выискивать скрытые смыслы и додумывать несказанное. Все успели написать про остановку «Рено» в России. Мало кто читал первоисточник.
Первоисточник интересный. Он состоит из трех блоков неравного размера:
- в 1-м парой штрихов обрисована текущая ситуация (завод в Москве на паузе, дальнейшее участие в АвтоВАЗе обдумывается);
- во 2-м блоке «Рено» прикидывает, как изменятся финансовые показатели Группы из-за этого всего (маржинальность упадет с ≥ 4% до 3%, но прибыль все равно будет);
- в 3-м «Рено» декларирует свою приверженность следованию корпоративной стратегии «Реналюция» (Renaulution), которая во главу угла ставит повышение конкурентоспособности и снижение издержек.
Короче, за пределами заголовка можно увидеть месседж:
— Если ради глобальной стратегии развития придется поступиться одним процентом маржинальности и бросить материальных активов на €2 млн, то мы бросим, потому что глобальная стратегия важнее любого ВАЗа и любой России.
В принципе, раз уж начал додумывать, то можно спроецировать это на позицию правительства Франции (15,01% акций Renault).
И вот теперь очень тревожно.
Renault — не какие-то челноки-коробейники, это одни из самых давних и самых долгоиграющих инвесторов. Их позиции стоило подождать целый месяц, ведь если даже там не видят перспективы и готовы плюнуть и уйти, то российскую экономику ждет не 2014, и не 2009, и не 1998 даже, а сразу где-нибудь 1993.
С тем отличием, что в 93-м Renault (и Ford, и VW...) поглядывали на Россию как на перспективного партнера, а сейчас поглядывать не будут.