Найти тему
Футбольные темы

"Коля Осянин вкатил мяч в ворота - это был триумф". Анзор Кавазашвили - о чемпионсокм матче "Спартака" в Киеве

18 апреля московскому "Спартаку" исполнится 100 лет. Накануне этой даты на канале "Футбольные темы" публикуются истории спартаковцев разных времен. Истории о клубе, о людях клуба, о себе в клубе. Сегодняшний герой - чемпион СССР в составе "Спартака" вратарь Анзор Кавазашвили.

"Спартак" после чемпионского матча с "Динамо" в Киеве (1:0). 1969 год. Анзор Кавазашвили (второй справа). Справа от него Николай Осянин, забивший победный гол.
"Спартак" после чемпионского матча с "Динамо" в Киеве (1:0). 1969 год. Анзор Кавазашвили (второй справа). Справа от него Николай Осянин, забивший победный гол.

- В 1969-м я стал вратарем "Спартака". Тренировки проходили поначалу на гаревом поле в Сокольниках. Сколько у меня было желания доказать, что я хорош! А там мелкий гравий: падаешь - и обдираешь кожу, мелкие камушки впиваются в тело. Месяц мы там тренировались и ребята-спартаковцы спрашивали: "Слушай, старый - а мне было 28 лет - зачем прыгаешь так? Разобьешься!" Но у меня не было ни одной травмы на этом поле, несмотря на то, что я там бесконечно летал и падал.

Тогда в "Спартаке" появилась классная молодежь. Взяли Ваську Калинова, Колю Абрамова, Женьку Ловчева, Сережу Ольшанского, а еще, он был постарше, Вадика Иванова. В команде были Коля Киселев, Виктор Папаев. А из стариков - Гена Логофет, Гиля Хусаинов, Коля Осянин и я.

С первых же матчей мы начали побеждать. И так сыгрались, как будто вместе уже много-много лет. В том же 1969-м стали чемпионами, причем в Киеве, победив там "Динамо". Перед той решающей игрой, а нам надо было побеждать, чтобы стать первыми, мы были очень спокойны. Главный тренер Никита Симонян сказал: "Ребята, выходите и играйте для себя. Выиграете - молодцы. Проиграете - никто слова не скажет". "Динамо" давило, но они ничего не могли сделать. И в какой-то момент Коля Осянин вкатил мяч в их ворота - это был триумф.

Анзор КАВАЗАШВИЛИ
Родился 19 июля 1940 года в Батуми.
Карьера игрока: "Динамо" Тбилиси (1957 - 1959), "Зенит" (1960), "Торпедо" Москва (1961 - 1968), "Спартак" (1969 - 1971), "Торпедо" Кутаиси (1972), "Спартак" Кострома (1974).
Карьера тренера: "Спартак" Кострома (1973 - 1975), сборная Чада (1976 - 1977), юношеская сборная СССР (1978, 1981 - 1983), сборная Гвинеи (1985 - 1986).
Достижения как игрока: Чемпион СССР 1965-го и 1969-го годов, обладатель Кубка СССР 1968-го и 1971-го годов. Дважды признавался лучшим вратарем чемпионата СССР. За сборную СССР провел 29 матчей (пропустил 19 голов). Бронзовый призер ЧМ-1966. Четвертьфиналист ЧМ-1970. Заслуженный мастер спорта СССР.
Достижения как тренера: Заслуженный тренер и заслуженный работник физической культуры и спорта РСФСР. Второе место со сборной командой РСФСР на Спартакиаде народов СССР 1981-го года.

Вскоре после чемпионства Николай Петрович Старостин объявил: "Анзор, завтра едем с тобой к министру торговли РСФСР Трегубову - ты же просил иномарку, а разрешение на покупку может дать только он". Я действительно, переходя в "Спартак" попросил поспособствовать в приобретении иномарки.

Пришли к этому дядьке - кабинет был на улице Кирова, нынешней Мясницкой. Он толстый такой, страстный болельщик "Спартака". Спрашивает меня, хотя старше лет на десять всего: "Зачем тебе иномарка, сынок? Они же все старые. Давай мы тебе хорошую "Волгу" справим". Объяснил, что "Волга" у меня есть, после чего Трегубов позвонил в комиссионный магазин и сказал, чтобы мне на следующий день подобрали машину.

Николай Старостин.
Николай Старостин.

Приехал в магазин и меня вывели во двор, где стояло несколько разных иномарок. Но его я сразу увидел… Длинный белый "Форд Тандерберд". Открыл дверь, а салон из красной кожи! Сразу говорю, что забираю эту машину, на что мне отвечают, что она неисправна, двигатель не заводится. И предлагают посмотреть еще. Но я уже решил. Отдал то ли 7200, то ли 7500 рублей - новая "Волга" стоила около 6000 - и позвонил водителю автобуса "Спартака", рассказал о ситуации. Он предложил отвезти машину на единственную техстанцию в Москве, где занимались ремонтом иномарок. На тягаче машину туда переправили, отремонтировали - и движок заработал.

Ох, каким же пижоном я ездил на этом авто по Москве! 360 лошадиных сил. Автоматическая коробка передач… Через год на этом "Форде" уехал в отпуск в Батуми. Потом отправился обратно в Москву. Родня загрузила в багажник вино, жареных поросят, кур, ткемали, хачапури. В пути машина сломалась - подвеска отказала. Позвонил брату Зауру и попросил, чтобы он приехал и забрал ее. Вернули машину на прицепе в Батуми, а я улетел в Москву на самолете.

Анзор Кавазашавили с Галимзяном Хусаиновым (справа) и Геннадием Логофетом (слева).
Анзор Кавазашавили с Галимзяном Хусаиновым (справа) и Геннадием Логофетом (слева).

Брат починил "Форд" и целый год зарабатывал на этом лимузине деньги, обслуживая свадьбы. Когда машину вернули, я тут же ее продал. За 13 тысяч, то есть в два раза дороже, чем покупал. А было так - пришли папа с сыном из Кабардино-Балкарии и даже не торговались. Пацан воскликнул, увидев двигатель и багажник: "Мы сюда сорок баранов поместим!" Под мой хохот они уехали на "Форде", этом чемпионском трофее.

Это лишь одна из сотен историй про "Спартак" из моей книги "Спартак". 100 лет. Истории клуба", которая в скором времени выйдет в издательстве АСТ. Где ее можно будет приобрести, напишу позже.

Подписывайтесь на "Футбольные темы", чтобы не пропустить новые публикации!