Нехватка собственных кораблей, вынуждала Германию на использование трофейных судов. Некоторые из этих кораблей были получены после оккупации той или иной страны, другие захватывались непосредственно в море.
Корабли Соединённого королевства
HMS Seal (N37) - подводная лодка была захвачена во время операции по установке мин в Каттегате, в проливе между Данией и Швецией. Экипаж подлодки сдался после налета трех разведывательных самолётов Люфтваффе.
Несмотря на дороговизну ремонта, HMS Seal все же был возвращен в море в 1941 году. Использовался как учебный и пропагандистский экспонат, был затоплен в мае 1945 года.
HMS Shark была еще одной подлодкой, которая якобы была захвачена немцами на побережье Норвегии. Вот только в момент транспортировки немецкими тральщиками, британский экипаж затопил лодку, после чего сдался в плен.
Возможно об этой истории я напишу отдельную статью...
Корабли Франции
После капитуляции Франции, многие уцелевшие корабли направились в порт Тулона, где перешли под командование марионеточного правительства Виши. Практически все существование Виши, французские корабли продолжали стоять в порту, пока Германия не решила покончить с марионеткой в 1942 году и присвоить флот себе.
Многие корабли были затоплены экипажем перед самым прибытием немецких войск. Ниже я укажу лишь те корабли, которые перешли в Кригсмарине в целости:
Jean Bart - устаревший линкор 1913 года, использовался в испытаниях немецких противокорабельных кумулятивных снарядов в 1943, потоплена авиацией союзников в 1944.
Gueydon старый крейсер 1902 года, в 1941 его корпус был использован немцами в качестве манекена тяжелого крейсера Prinz Eugen. Был поврежден самолётами союзников в 1944 году.
Favorite, Africaine, Astrée - подводные лодки класса Аврора, были захвачены в 1940 году, но использовались для обучения экипажа.
Корабли Дании
HDMS Niels Juel (1918) - корабль береговой обороны был захвачен в 1943 году и использовался как учебный. Был затоплен немцами в 1945.
Корабли Греции
Vasilefs Georgios - эсминец, был захвачен и отремонтирован немцами в 1942 году, использовался в качестве корабля для сопровождения конвоев в Африку. В 1943 эсминец был поврежден союзной авиацией и затоплен на побережье Туниса.
Корабли Нидерландов
Gerard Callenburgh - эсминец, отремонтированный (после самозатопления в 1940) и введённый в состав Кригсмарине в 1942 году под названием ZH1. После многих задержек корабль был переведен во Францию в конце 1943 года, где сопровождал конвои Оси и подводные лодки через Бискайский залив . После высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года, остался в французских водах для атаки вражеских конвоев. Несколько дней спустя во время битвы при Ушанте ZH1 был поврежден и затоплен, чтобы предотвратить ее захват, большая часть ее экипажа была спасена союзниками.
HNLMS Van Speijk ( K3, позже F805 ) — шлюп K-класса, спроектированный в конце 1930-х годов. К началу немецкого вторжения в Нидерланды, был не достроен. Кригсмарине заказал ее достройку, а затем ввел в эксплуатацию. Применялся для конвоирования в норвежских и немецких водах.
После войны возвращен в состав флота Нидерландов. Продан на металлолом в 1960 году.
UD-5 - подводная лодка проекта О-21. Была заложена в Голландии, но захвачена во время немецкого вторжения в Нидерланды во время Второй мировой войны и принята на вооружение Кригсмарине. Во время патрулирования к западу от Фритауна 29 октября 1942 года UD-5 заметил и потопил британский грузовой корабль SS Primrose Hill водоизмещением 7628 тонн.
Корабль пережил войну и был возвращен в Нидерланды, где служил под своим старым именем до 1959 года.
Корабли Норвегии
HNoMS Gyller эсминец класса Sleipner, введенным в строй Королевского флота Норвегии в 1938 году. Когда немцы вторглись в Норвегию 9 апреля 1940 года, эсминец стоял в доке в Кристиансанде. Приняв участие в обороне портового города, в целости и сохранности был захвачен и переименован в Löwe. Числился в составе Кригсмарине на протяжении всей войны.
Во время своего пребывания на немецкой службе HNoMS Gyller сопровождал корабль «Вильгельм Густлофф», когда последний был торпедирован и потоплен советской подводной лодкой. Вернувшись в Норвегию в 1945 году, был переоборудован в фрегат в 1948 году и продан на слом в 1959 году.
HNoMS Otra — тральщик класса Otra, построенный в 1939 году для ВМС Норвегии. После захвата Otra был переименован в Togo и до конца войны использовался как сторожевой корабль и минный заградитель.
HNoMS Olav Tryggvason - минный заградитель был построен на военно-морской верфи в Хортене в начале 1930-х годов. Служил в Королевском флоте Норвегии, пока не был захвачен немцами в 1940 году. Устанавливал мины в прибрежных водах Нидерландов и Бельгии, а после в северной Балтике.
Затоплен во время британской бомбардировки в апреле 1945 года.
HNoMS Tordenskjold - корабль береговой обороны 1898 года. После немецкого вторжения в Норвегию был захвачен немцами и перестроен в плавучую зенитную батарею с 10,5-см зенитными орудиями и переименован в «Нимфе». В мае 1945 года был поврежден авиацией британских ВВС в Свольвере и выброшен на берег.
Корабли Польши
ORP Rybitwa — тральщик класса Jaskółka ВМС Польши. В 1940 году был затоплен собственным экипажем. Немцы сняли корабль с мели, переименовали его в Rixhöft и ввели в состав Кригсмарине.
После окончания Второй мировой войны польская военно-морская миссия в Германии обнаружила Rybitwa вместе с тремя ее однотипными кораблями в Травемюнде. Возвращен в состав Польского флота, списан на металлолом в 1972 году.
Корабли Югославии
Zmaj - минный заградитель, построенный Германией по заказу Югославии в 1930 году. В августе 1942 переименован в Schiff 50. С середины марта по май 1943 года использовался для сопровождения конвоев в Эгейском море. Продолжал действовать как военный транспорт и минный заградитель, установив несколько минных полей в Эгейском море. Одно минное поле, которое было установлено в Додеканесе в 1943 году, потопило одну британскую подводную лодку, два эсминца союзников и сильно повредило третий эсминец.
В 1944 году потоплен британской авиацией во время стоянки в порту Вати на острове Самос.
Я указал далеко не все корабли, судьбы других судов были куда менее интересными и чаще всего уходили на слом, из-за своего устаревания или повреждений. Подписывайтесь на канал, дальше будет интересно!