Неизвестная Хелен Шерфбек: тихая жизнь великой финской модернистки

945 прочитали

Шерфбек уникальна как художница хотя бы потому, что её искусство претерпело поразительные изменения в течении жизни - от детства в Российской империи до старости в послевоенной Швеции.

Хелен Шерфбек. Читающие девушки, 1907. Атенеум, Хельсинки.
Хелен Шерфбек. Читающие девушки, 1907. Атенеум, Хельсинки.

Она родилась в 1862 году в Хельсинки (тогда - Гельсингфорс, столица Великого княжества Финляндского в составе Российской империи). В 4 года Хелен упала с лестницы и сильно повредила бедро, оставшись хромой на всю жизнь. В дальнейшем из-за слабого здоровья сорвалась её помолвка. Тем не менее, художественный талант Шерфбек был не только замечен в раннем детстве, но и поддержан семьей и преподавателями.

Юность, Париж и первый успех

Хелен училась в художественной школе при Финском обществе любителей искусства, где обрела подруг-художниц, а в 18 лет получила стипендию российского Сената и поехала на учебу в Париж. Парижские штудии сильно повлияли на ранние работы Шерфбек, сочетавшей академический реализм и импрессионистскую любовь к пленэру. Она писала не только бытовые сцены, но и исторические сюжеты, которые не находили большого отклика в профессиональном сообществе.

Хелен Шерфбек. Танцевальные туфельки, 1882. Частная коллекция.
Хелен Шерфбек. Танцевальные туфельки, 1882. Частная коллекция.

На протяжении 1880-х художница несколько раз возвращалась во Францию, совершенствуя свое мастерство и путешествуя по Европе. Написанная в корнуоллском городке Сент-Айвс картина "Выздоравливающая" получила бронзовую медаль парижской Всемирной выставки 1889 года. Казалось, Шерфбек наконец нашла собственный художественный голос и получила признание.

Хелен Шерфбек. Выздоравливающая, 1888. Атенеум, Хельсинки.
Хелен Шерфбек. Выздоравливающая, 1888. Атенеум, Хельсинки.

Санаторное затворничество и эксперименты

В 1890-х Хелен преподает в рисовальной школе Художественного общества Финляндии, но ухудшающееся здоровье заставляет её оставить должность в 1902.

Шерфбек переезжает в городок Хювинкяа, где находился санаторий, и берет на себя заботу о пожилой матери. Находясь в творческом одиночестве (единственной связью с миром искусства были художественные журналы), Хелен пишет натюрморты, пейзажи и портреты самой себя и людей вокруг - матери, девочек-школьниц и работающих женщин. Она экспериментирует с техниками и манерой письма, и постепенно находит истинно свой модернистский язык (невероятный и восхитительный - прим. ред.).

Вот несколько работ между 1891 и 1902 (листайте галерею):

В следующее десятилетие художественный мир Хелен Шерфбек начинает меняться - тишина санаторного городка помогает ей искать собственный голос.

Судьбоносная встреча и заслуженный успех

В 1913 году 51-летняя Хелен знакомится с арт-дилером Гёстой Стенманом и при его поддержке начинает выставляться в скандинавских столицах и даже в Петербурге в 1917 году. Её успешные выставки, в том числе две персональные, проходят вплоть до 1940-х.

Начало Зимней войны 1939-1940, а затем Вторая мировая принуждали пожилую художницу к постоянным переездам в поисках безопасного пристанища. Последние годы жизни Шерфбек провела в пансионатах Финляндии и Швеции, не оставляя занятий живописью почти до самого конца в 1946 году.

Розы в сине-зеленой вазе, 1942. Атенеум, Хельсинки.
Розы в сине-зеленой вазе, 1942. Атенеум, Хельсинки.

Напоследок - автопортреты

Один из лучших способов проследить художественную эволюцию Хелен Шерфбек - автопортреты (и немного фотографий для контекста).

День рождения художницы, 10 июля, отмечает в Финляндии как Национальный день живописного искусства.

***

Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!

Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!