В связи с проведением специальной военной операции на территории Украины иностранные компании начали массово бойкотировать российский рынок. Внезапные санкции коснулись и отечественной киноиндустрии. «Седьмое искусство» об изменениях в прокатном расписании, ретроспективах и положении русских кинематографистов.
Отказ крупных голливудских студий вроде Disney или Warner Bros работать с Россией в сложившихся обстоятельствах достаточно предсказуем, пускай даже несправедлив и убыточен. Ведь в данном случае речь идет не только о репутационных потерях, как в случаях, допустим, отмен музейных выставок, театральных постановок или громких музыкальных фестивалей. Киноиндустрия и кинопрокат в частности — это огромные денежные суммы, а Россия все последние годы являлась достаточно крупным рынком, так или иначе встроенным в мировую систему.
Поэтому теперь, когда правила игры резко изменились, важно разобраться с тем, что ждет российскую киноиндустрию. Особенно если учесть, что ее долгосрочные перспективы во многом зависят от развития политической обстановки в стране и мире.
Несмотря на то, что прогнозирование в наши дни равносильно гаданию на кофейной гуще, можно предположить, что за американскими студиями-гигантами последуют и некоторые европейские. Скорость этого процесса будет зависеть от множества факторов, однако сам по себе такой сценарий в нынешних условиях кажется весьма реалистичным. Скорее всего, ситуация не изменится вплоть до окончания специальной операции. В худшем же случае, она останется таковой до полного снятия санкций с России.
Массовый отток зарубежных лент может достаточно ярко продемонстрировать, что кинобизнес в России, как бы это не было прискорбно, держался в основном на иностранном кино и продуктах студий-мейджоров. Отсюда возникает вполне логичный вопрос - что будет с прокатом? Полагаю, что он попытается выжить, устраивая ретроспективы.
Такой поворот событий на первый взгляд звучит вполне себе неплохо, ведь, грубо говоря, знающие люди отделят для российских зрителей зерна от плевел, демонстрируя им настоящие шедевры, проверенные временем. Кто-то будет не против их пересмотреть, а кто-то и вовсе впервые прикоснется к прекрасному. Однако же и на этом поприще нас могут поджидать серьезные проблемы…
Уже сейчас есть несколько препятствующих факторов. Первый из них — зарубежные правообладатели, отзывающие лицензии на прокат. Последствия на лицо: из-за подобных сложностей компания «Иноекино» не сможет показать на больших экранах «Криминальное чтиво», «Касабланку» и другие запланированные ленты. Но ведь никто не отменял и финансовые трудности, а именно - выросший курс иностранной валюты. С временной нестабильностью рубля независимым прокатчикам будет все сложнее выкупать права, поскольку большую часть картин они приобретают в евро и долларах, и по новому курсу их стоимость будет крайне высокой.
По всей видимости, прокат старых фильмов в ближайшем будущем будет больше ориентирован на отечественную киноклассику. В данный момент уже известно о возвращении в кинотеатры «золотой коллекции» студии СТВ, в которую входят в том числе картины Алексея Балабанова. Помимо прочего, где-то на горизонте маячит и перспектива увидеть на большом экране фильмы Тарковского, Шахназарова, Прошкина и прочих колоссов советской режиссуры. И все это без лишней доли иронии замечательно! Но как долго удастся закрывать брешь? Наши запасы велики, но отнюдь не бесконечны…
Стоит ли в таком случае питать надежды на очередной ренессанс отечественной кинематографии? Тут прежде всего стоит сказать, что до наступления непростых времен шансы на него действительно были. С каждым годом количество интересных, необычных и качественных кинополотен российского производства только росло, и это глупо отрицать. Наши соотечественники блистали и в Каннах, и в Венеции. Но что теперь? Думается, что экономическая ситуация на определенный срок выведет кинопроизводство из списка приоритетов — как для государства, так и для бизнесменов и, собственно говоря, художников. Поэтому большое количество потенциально интересных проектов заморозится, а те, что связанны с любыми копродукциями, могут быть отменены вовсе. К сожалению, из-за этого число примечательных авторских российских картин может критически сократиться.
Означает ли все вышеперечисленное, что в культурной (или вернее сказать кинотеатральной) сфере нашу страну ждет упадок? К сожалению, скорее всего да. Станет ли это концом для отечественной индустрии? Очень вряд-ли. В такое неспокойное время хочется все же немного побыть оптимистом. Ведь за любым падением, как известно, идет взлет. И мы его обязательно увидим.