Митапы важный инструмент для повышения профессиональных навыков, переиспользования опыта и расширения кругозора. В прошлой части мы рассмотрели как запустить митап в компании. Теперь Алексей Долгушев расскажет как прокачать митап который уже есть. Он давно налаживает коммуникации с инженерами и готов поделиться своими наработками.
Кейс про настольные игры многому меня научил. Об инструментах, подходах и практиках для организации внутренних митапов. Хорошая новость оказалась в том, что все эти вещи отлично перекладываются и на более «серьёзную» повестку встреч внутри компании — о технологиях, инженерных практиках и остальном вокруг разработки.
Главный урок того случая — можно и нужно смотреть шире, заглядывать в разные предметные области в поисках полезных инструментов. Иногда даже в настольные игры!
Внутренние митапы есть, но как-то вяло
Вяло — это, например, не всегда удается найти спикеров, а подготовка занимает кучу времени. Усталость копится и хочется как-то взбодрить и расшевелить всех.
Для этого случая «какую-нибудь» модель можно подсмотреть у Стратоплана.
Суть модели в том, что если человек чего-то не делает, на это существует 4 наиболее популярные причины: не умеет, не понимает цель, не может или не хочет. И чтобы уже запущенные митапы отлаживать, делать их более системными и регулярными — мы разбираемся с конкретной причиной. Мы смотрим, что именно мешает конкретным людям участвовать с той степенью вовлеченности, как нам бы хотелось. И точечно работаем с каждой отдельно взятой причиной. Разберемся с ними по порядку.
Не умеет
Допустим, мы пытаемся вовлечь в митапы какого-то конкретного сотрудника, а он отказывается. Или даже соглашается, но в итоге всё равно не приходит. Возможно, что он просто не умеет. Как бы это ни казалось странным, но новый тип деятельности может вызывать вопросы — с какой стороны вообще подступиться? В голове вроде бы все просто и понятно — приходишь и рассказываешь. Но если этого ни разу в жизни не делал, то как вообще себя вести?
Вот, чем вы можете здесь помочь.
Показать примеры
Первое, что здесь стоит сделать — это показать примеры, чтобы человек смог преодолеть первоначальный входной барьер и на что-то опереться. Даже если это будут не идеальные примеры, со временем, он как инженер найдет свой путь и итеративно сделает лучше, чем было показано. Но пока никакого примера нет, в голове у человека туман войны и пустота по теме. Есть соблазн прокрастинировать задачу, потому что она непонятная, и пойти заниматься чем-то более привычным.
В одной из дружественных компаний ребята для этого завели тематический канал и собирали в нем примеры выступлений:
Их анализировали даже не с точки зрения содержания, а просто делились друг с другом мнениями, как технически они были сделаны: «Я смотрю, что спикер сделал классную подводочку и классные выводы в конце. А в середине он как-то просел и не очень бодро рассказывал, вообще забыл, о чем у него презентация».
Такой контекст обсуждения даёт людям возможность набрать из общего пространства персональную базу того, на что можно опираться, когда пойдешь готовить свое собственное выступление, рисовать слайды и репетировать. Пусть не всегда эти примеры резонировали с каждым отдельно взятым человеком, который их видел, сам подход рабочий.
Подсказать
Если человек не умеет, помимо примеров, можно дать ему рекомендации и советы. Секретный источник, откуда можно брать рекомендации по подготовке к внутреннему митапу — это поисковый запрос «Как подготовить доклад» (шок-контент от капитана).
Даже в первой десятке полученных страниц можно найти нечто полезное. Это лучше, чем ничего и даст возможность последовать каким-то советам, проверить их на практике.
Кстати, можно сделать запрос «Как подготовить доклад Онтико», и получить ссылку на весьма достойную базу знаний от Олега и компании Онтико.
Помогать готовить доклад
Самое трудозатратное, но самое действенное, что вы можете сделать, если человек не умеет выступать на внутренних митапах — это просто сесть рядом и помочь. Понятно, что делать это с каждым не всегда оправданно. Но если, например, речь идет о лидерах, которые являются ролевой моделью, то помочь им подготовиться будет полезно.
Даже если вы сами не умеете, погуглите и помогите им. Магия заключается в том, что человек испытывает сложности, когда он что-то не умеет и остается один на один со своими проблемами и вопросами. Как только есть возможность это обсудить с кем-то ещё, всё становится гораздо проще.
Не понимает цель
Давайте соберём доводы в пользу внутренних митапов.
Переиспользование опыта → скорость и стоимость принятия решений
Внутренние митапы помогают переиспользовать свой собственный опыт и опыт коллег. Мы смотрим, что делают другие и показываем, что мы делаем сами, чтобы оптимизировать скорость и стоимость принимаемых нами инженерных и управленческих решений.
Кругозор
У нашего кругозора всегда есть естественные границы. Каким бы широким он ни был, что-то всё равно выпадет из поля зрения.
На митапе можно поговорить о вещах, которые всем интересны, но не так часто попадаются в личных задачах. Это позволяет удовлетворить профессиональное любопытство, и через это расти.
Soft skills
Эта цель в свое время была для меня самой неочевидной и при этом самой действенной: внутренние митапы — это способ потренироваться систематизировать свой опыт и доносить его до коллег. Какая бы система грейдов у вас в компании ни была (формальная, неформальная, на интуиции, строго регламентированная, никакая), как обособленная боевая единица вы всегда достигаете своего технического потолка. Если вы что-то умеете делать довольно хорошо, но не можете никому об этом рассказать, обсудить результаты своей работы, поделиться в виде эффективной коммуникации, то есть очень жесткие ограничения, на что вы способны в профессиональном плане.
С soft skills у вас реализуется двухходовочка: через внутренние митапы тренируете коммуникацию, через коммуникацию растёте в своей основной профессии.
Не может
Кажется, это самый простой блок, потому что ответ, который напрашивается — это помочь. Например, человек хотел бы прийти на митап в четверг вечером, но у него в это время митинг или созвон с коллегами из другого часового пояса.
Что мы можем сделать? Например, поговорить с менеджером этого человека — можно ли ему участвовать в другом созвоне или один из 4 созвонов пропускать?
Но хочу предупредить, что это не всегда удается, и не всегда имеет смысл делать. Есть какие-то ограничения: на что вы можете повлиять, на что вы готовы пойти и есть ли у вас личная возможность с этим что-то делать. В каждом отдельно взятом случае нужно смотреть точечно, как лучше всего помочь человеку в каждой конкретной ситуации. Поэтому этот блок может оказаться, наоборот, самым сложным.
Не хочет
На деле самый легкий из четырех пунктов — именно этот. Тут самый простой ответ: «Не хочет? Оставьте его в покое».
Но помните, что не хочет — это не перманентный статус. Если человек не хочет сейчас, то, возможно, стоит обратиться к нему через какое-то время и попытаться вовлечь во внутренние митапы через месяц или квартал. Часто люди наблюдают какое-то время за опытом коллег и после этого решают все-таки попробовать.
Итого: чеклист по работе с внутренними митапами
Чтобы запустить внутренние митапы, пользуемся моделью Уилбера.
Обращаемся к лидерам:
- Воспроизводим большие встречи в компании в меньшем масштабе («давайте и у нас в команде»).
- Лично договариваемся с руководителями, чтобы выступали.
- Выступаем самостоятельно.
Превращаем митапы в процесс:
- Заводим формальные атрибуты.
- Используем митапы как часть других процессов, например, ретроспектив.
- Используем приём переходящего знамени.
Мониторим настроения сотрудников:
- Проводим опросы.
- Модерируем, заводим набор правил.
- Собираем и анализируем обратную связь.
Есть четыре причины неучастия во внутренних митапах и со всеми можно что-то сделать:
- Не умеет:
- Показать примеры;
- Дать советы;
- Помочь приготовиться.
- Не понимает цель митапов:
- Полезны для переиспользования опыта;
- Расширяют кругозор;
- Прокачивают soft skills, а через это уровень в профессии.
- Не может:
- Помочь (но смотреть по ситуации).
- Не хочет:
- Оставить в покое (но попробовать поговорить снова через какое-то время).
Новичкам везёт
В том примере из самого начала, про бодрое сообщество о настольных играх, на тот момент я был новичком в вопросе внутренних митапов. Вдохновился, пошёл делать, что-то стало получаться. Потом перестало получаться, снова стало, но другое; в общем, обычный рабочий процесс. Но сработала житейская мудрость — новичкам везёт.
Если у вас в компании нет внутренних митапов, то смело забирайте себе статус новичков в этом вопросе. Хочется пожелать, чтобы вся та удача и везение, которые полагаются новичкам — достались и вам.
Если внутренние митапы у вас уже есть, то буду рад, если мой рассказ поможет вам понять, что вы всё делаете правильно. А может, и вовсе натолкнет вас на какие-то новые мысли. Тогда можно снова разыграть карту «новичок вот в этих новых идеях» и пусть снова везёт.
В общем, при любом раскладе — удачи вам с внутренними митапами!
17-18 мая на площадке из двух этажей Крокус-Экспо встретятся 2000 тимлидов и руководителей со своим опытом, инсайтами и энергией. Расписание конференции TeamLead Foundation 2022 уже готово, а купить билеты можно здесь.
Кроме того, от сервиса поиска менторов Getmentor.dev на конференции будут индивидуальные консультации с экспертами. Приглашаем вас прямо сейчас принять участие в конкурсе. Заполните форму и, возможно, именно вы выиграете 5 часов наставничества. Ментора (или менторов) вы сможете выбрать сами, сейчас в сообществе уже более 500 наставников. Больше информации — по ссылке.