Найти тему
Фоточайник

Самый #SOOC! Вечерняя уличная фотография без обработки. Часть 1. Настройки камеры перед съемкой

Оглавление

К компьютерной обработке цифровых снимков у фотографов отношение разное: кто-то любит подолгу таскать ползунки, мучать кривые, ювелирно работать кистью и накладывать много слоёв в поисках магии идеального изображения; но многим бы этого всего поменьше и побыстрее, а лучше бы сразу из камеры – щёлк и готова красота.

Сразу из камеры – Straight out of the camera - есть отдельный хэштег #SOOC под снимки, которые просто сразу получились как надо. Или не просто?

Вот давайте и попробуем в этой серии статей обсудить, как нам, даже если всё непросто, фотографировать на цифровую камеру без обработки, получать «сочные» кадры, не тратя время за экраном компьютера.

Почему именно вечер?

Здесь мы рассмотрим вечернюю уличную съемку в городе. Во первых, потому что сам это люблю, часто снимаю, так что есть чем поделиться. А во-вторых, это как раз вариант съемки из тех, что посложнее:

  • вечером света мало. С уважением, ваш капитан
  • электрический свет разноцветный и «грязный» - никто нам студийными источниками улицы освещать не станет
  • съемка не постановочная, фотографируем посторонних людей, стараясь при этом им не мешать. Это значит, мы не можем управлять светом – придется подстраиваться под то, что есть
  • фотографируем почти всегда с рук. Мало в стрит-фотографии сюжетов, которые стоит снимать со штатива

Есть свои трудности? Определенно, есть. Но они меркнут перед волшебством вечерней уличной фотографии. И я берусь утверждать, что даже по вечерам мы можем делать качественные, красивые кадры, которые можно сразу после съёмки опубликовать. Ну а если вам нравится обработка и вы рады ей заниматься, то будет приятнее получать от работы с такими кадрами удовольствие, чем мучиться с ними, исправляя ошибки съёмки.

Текста получилось много. Будем разбираться по частям:

Часть 2. Экспозиция

Часть 3. Цвет

В первой же - поговорим о тех настройках, которые стоит сделать в камере ещё до начала съемки.

RAW + JPEG

Начнем с очевидного. И хотя мы с вами уже настроились на то, чтобы сразу в камере получить готовый кадр, но разве плохо иметь запасной вариант? Тем более, нас это ни к чему особо не обязывает.

Кроме одного исключения, если вы снимаете спорт или другой динамичный репортаж, где нужно расстреливать кадры быстрыми очередями, чтобы потом для каждого сюжета из нескольких десятков выбирать тот один снимок, где всё сложилось, как надо. В этом случае, да – нужно оставлять только JPEG и работать безошибочно, тяжеленные RAWки замедлят серийную съёмку и быстро займут всё место на карте.

Но если мы снимаем что-то менее стремительное, то даже при серийной съемке стоит оставить себе возможность потом глубоко поработать с исходником, если что-то не получилось. Ну а если всё сразу удалось, то мы RAW-файлы с карточки даже и сохранять не будем. Просто при съемке мы будем знать, что они у нас есть, и нам от этого будет спокойнее.

Так что ставим в настройках сохранение вместе JPEG максимального качества и RAW.

Везде на картинках меню будет мой FujiFilm X-T30 1-го поколения, но это не значит, что советы годятся только для одной марки камер, само собой. Похожие настройки есть у всех ведущих производителей. А примеры – просто для наглядности.
Везде на картинках меню будет мой FujiFilm X-T30 1-го поколения, но это не значит, что советы годятся только для одной марки камер, само собой. Похожие настройки есть у всех ведущих производителей. А примеры – просто для наглядности.

И больше про RAWки в этой статье не вспоминаем, стараемся делать сразу хорошо.

Съёмка с электронным затвором? Можно, но с пониманием

Современные камеры разбаловали уличных фотографов, дали возможность стать почти невидимками – включаем бесшумный режим, опускаем камеру от глаз вниз, и спокойно, никому не мешая ловим интересные сюжеты. И одно из условий такого бесшумного режима – это электронный затвор, при съемке с которым на матрицу не шторки набегают, открывая её и закрывая, а электроника просто считывает строчки с пикселей матрицы в течение времени выдержки.

Ничего не шевелится, не открывается – снимаем тихо и незаметно. Есть свои недостатки: организовать работу электронного затвора со вспышкой производителям камер сложно, картинка более шумная от того, что матрица сильнее греется. Но днем-то нас это не особо беспокоит.

А вот когда на город опускаются сумерки и включается электрический свет, вот тут начинается интересное. Смотрите, что получается:

Полосатая стена и пятнистое лицо - результат неправильных настроек
Полосатая стена и пятнистое лицо - результат неправильных настроек

Я этот сюжет увидел на Старом Арбате в Москве, когда шёл в сторону метро, чтобы уже поехать к дому. Поснимал, что хотел, камера на ремне болтается, клювом щелкаю, к снимку совсем не готов. В итоге, с какими настройками камера была, так её схватил и снял, что получилось. А потом нервно пыхтя возился в редакторе, чтобы привести этот интересный по сюжету, но плохо снятый кадр к терпимому состоянию.

Синюшным цветом лица у кавалера, а ещё грязными цветами и полосатой стеной эта фотография обязана сочетанию высокого ISO и электронного затвора с неправильной выдержкой 1/160, которая установилась автоматически.

При чём тут выдержка? Сейчас расскажу. Для начала вспомним, что городское электрическое освещение питается от сети переменного тока с частотой 50 Герц. Это значит, что 50 раз за секунду напряжение в сети падает до нуля. И свет мерцает следом, сильнее или меньше – это зависит от типа ламп. Если мерцание выраженное, мы получаем вот такие засветки полосами и пятнами.

Нам фотографам ещё не так страшно, а вот кто видео снимает, у них такой свет начинает стрелять в кадре стробоскопом – по глазам бьет, изображение портит безнадежно. Как раз у видеографов мы и спишем решение задачки, они давно поняли, как с этим бороться. При электрическом свете видео на цифровые камеры снимают с выдержкой 1/50. Картинка получается кинематографично плавная за счет умеренно длинной выдержки, а самое главное для нашего обсуждения – свет больше не мерцает. Выдержка 1/50 синхронизирует изображение с частотой мерцания электроприборов 50 Герц.

Для съемки фото нам выдержка 1/50 будет часто длинновата, можно использовать кратное значение 1/100 – суть будет примерно та же.

Да, если мы хотим более чистого цвета и меньше шума, то лучше по-старинке снимать с механическим затвором. Но когда важно остаться малозаметным, разумный компромисс - оставить бесшумный режим, но настроить выдержку 1/50 или 1/100.

И вот пример. Один и тот же мост, один и тот же смешанный по цвету электрический свет, то же место, та же камера. Но курьера на велосипеде я снял с выдержкой 1/100, и вокруг него все конструкции моста залились аккуратным светом с плавными мягкими переходами. А вот девушкам повезло поменьше - вроде и изображение не особо хуже, но если приглядеться туда, где колонны выделены стрелками и линиями, там хорошо заметны полосы. Особенно в правой части кадра. А всё от того, что выдержка установлена неверно: 1/180 с.

"Полосатый" свет на колоннах выделен стрелками. Чтобы его избежать, выдержка при съёмке с электронным затвором должна быть кратна 1/50
"Полосатый" свет на колоннах выделен стрелками. Чтобы его избежать, выдержка при съёмке с электронным затвором должна быть кратна 1/50

Чтобы поставить правильную выдержку (1/50, 1/100) для работы с электронным затвором, возможно, придется поковыряться в настройках камеры, поскольку такие значения выпадают из стандартного ряда. Например, у Fujifilm сначала колесико установки выдержки нужно переместить в положение «Т», а потом уже задним диском выставлять 1/50 или 1/100.

Способы установки нестандартной выдержки у производителей камер различаются
Способы установки нестандартной выдержки у производителей камер различаются

У камер других марок с этим могут быть свои заморочки, но в любом случае, поставить нужное значение точно можно. Ну или можно просто отключить бесшумный режим, вернувшись к механическому затвору, если условия съемки позволяют им пощелкать.

Помогаем работать автофокусу

Системам автофокуса камер заметно сложнее попадать в резкость на темной улице, чем при хорошем освещении. Современная дорогая камера с такими сложными задачами справляется лучше, конечно, чем что-то старое или совсем любительское. Но даже у отличников и хорошистов при недостатке света автофокус начинает работать медленнее и чаще ошибаться.

И в нашем распоряжении всегда есть радикальный вариант, переключиться на ручную фокусировку и самому крутить кольцо. Если глаз намётан, и рука тверда, то почему бы нет, это отличное решение. Но если все-таки хочется сделать себе удобно и доверить фокусировку автоматике, то давайте хотя бы ей немного упростим труд.

Для начала, дадим автофокусу больше времени на размышления. Если у вас установлен приоритет затвора, смените его на приоритет фокуса – тогда при быстром нажатии кнопки спуска снимок не будет сделан, пока камера не подтвердит фокус. Если при хорошем освещении автоматика успевает, и даже при быстром нажатии мы получаем резкий снимок, то вечером скорее всего будет смаз. Лучше мы получим кадр на мгновение позже, но он будет резким.

Приоритет фокуса и при одиночных кадрах, и при серийной съёмке
Приоритет фокуса и при одиночных кадрах, и при серийной съёмке

Ещё снизим требования к точности. Автофокусу и так тяжко, не будем заставлять его ловить резкость по маленькой точке – увеличим область фокусировки до более крупной. Я вечером обычно ставлю фокусировку по вот такой зоне в центре кадра, но можно и ещё шире сделать, можно трекинг по всему полю кадра установить, зависит от того, что именно вы снимаете. Если все-таки нужна точечная фокусировка, то хотя бы увеличьте размер этой точки. Камера будет соображать заметно быстрее, пусть и с небольшой потерей точности.

Фокусировка по зоне вместо точечной
Фокусировка по зоне вместо точечной

Если используете автоопределение лиц, но крупных портретов при этом не снимаете, то тоже стоит упростить задачу – если в настройках камеры возможно отключить распознавание глаз, а тем более определение какого-то конкретного левого/правого или ближнего/дальнего глаза, и оставить только фокус по лицам, то лучше так и сделайте. Камере бы, бедняге, сам овал лица нормально выделить в этой темноте, а тут ещё её заставляют пытаться глаза выискивать. Без нужды не надо, отключаем – будет быстрее соображать.

Фокусировка по глазам нужна не всегда, а узнавать лица, не выделяя на них глаза, камере при недостатке света проще
Фокусировка по глазам нужна не всегда, а узнавать лица, не выделяя на них глаза, камере при недостатке света проще

Если снимаете сериями со следящим автофокусом (AF-C), то посмотрите в меню своей камеры, нет ли там сюжетных настроек следящего автофокуса. Если есть, подстройтесь под то, что вы будете снимать – быстрое движение, относительно статичную картинку, хаотично перемещающиеся объекты. Все-таки есть разница, кого ловить в поле кадра: неспешно прогуливающихся перед сном городских обывателей, бегунов в парке или скейтеров на рампе. И хорошо, если можно камере подсказать.

Настройка сюжета для работы автофокуса - момент специфический для конкретной камеры
Настройка сюжета для работы автофокуса - момент специфический для конкретной камеры

Кстати, снимать сериями со следящим автофокусом по вечерам – это довольно неплохая идея.

Серийная съемка

Мы и так снимаем «на грани фола»: выдержки длинные, диафрагму приходится открывать, а значит, глубина поля резкости маленькая, автофокусу работать тяжело и он может ошибиться. Поэтому стоит выставить на камере серийную съемку со средней скоростью (5 кадров в секунду или чуть побольше) и зажимать спуск на секунду-две. Потом из этих нескольких кадров выбрать самый резкий, остальные удалить.

При съемке сериями мы увеличиваем свои шансы на тот самый звеняще резкий кадр
При съемке сериями мы увеличиваем свои шансы на тот самый звеняще резкий кадр

В сложных условиях съёмки мы себя так подстрахуем и упустим меньше интересных кадров из-за смазов и промахов по фокусу на длинных выдержках. Впрочем, о выдержке, диафрагме и ISO давайте побеседуем отдельно в следующей части.

А пока резюмируем…

Выводы первой части

  • Сохраняем на всякий случай RAW+JPEG, но при съемке сразу стараемся получить готовый кадр без необходимости обработки
  • По возможности снимаем с механическим затвором. Громко, но качество выше. Если привлекать внимание не хочется, и электронный затвор всё же необходим, ставим выдержку кратную 50: 1/50, 1/100
  • Задаём по возможности более широкую зону автофокусировки, упрощаем настройки поиска лиц/глаз, чтобы камере было легче поймать фокус
  • Устанавливаем приоритет фокуса при съемке и одиночных кадров, и серий
  • Снимаем сериями со средней скоростью (например, 5 кадров в секунду), потом выбираем самый резкий кадр

#фоточайник

#самый sooc

#уличная фотография

#фотография

#street photography

#стрит

#фотокамеры

#фотографии