Найти в Дзене

Запускаем и отлаживаем внутренние митапы. Часть 2

Оглавление
Митапы важный инструмент для повышения профессиональных навыков, переиспользования опыта и расширения кругозора. В прошлой части мы начали разбираться как их заводить и использовали модель Кена Уилбера. Что делать дальше нам расскажет Алексей Долгушев. Он давно налаживает коммуникации с инженерами и готов поделиться своими наработками.

Кейс про настольные игры многому меня научил. Об инструментах, подходах и практиках для организации внутренних митапов. Хорошая новость оказалась в том, что все эти вещи отлично перекладываются и на более «серьёзную» повестку встреч внутри компании — о технологиях, инженерных практиках и остальном вокруг разработки.

Главный урок того случая — можно и нужно смотреть шире, заглядывать в разные предметные области в поисках полезных инструментов. Иногда даже в настольные игры!

Блог Конференции Олега Бунина (Онтико): статья Запускаем и отлаживаем внутренние митапы. Часть 2
Блог Конференции Олега Бунина (Онтико): статья Запускаем и отлаживаем внутренние митапы. Часть 2

Менять процессы

Процессы влияют на культуру компании. Поэтому внутренним митапам пригодятся формальные атрибуты процессов. Страница в Confluence, канал в Slack, бэклог, роли, планирование, остальное.

Отношение людей к происходящему, когда есть привычные атрибуты рабочих реалий, становится более «рабочим». Запланируйте встречи в рабочем календаре, выпустите анонсы во внутреннем блоге. Напишите статью в Confluence, где будет описание: кто уже выступил и какие темы обсуждались на прошлой встрече. Не забудьте про апдейты в корпоративном мессенджере. Еще один пример.

Пример напоминания про митап во внутреннем календаре
Пример напоминания про митап во внутреннем календаре

Когда в рабочем календаре появляются встречи — это, как минимум, напоминание, что такой контекст существует. Можно в пылу своих рабочих задач забыть, что месяц назад рассказывали про митапы, что они вообще у нас есть. Событие в календаре сработает как напоминание.

Митапы как часть ретроспективы

Как бы вы ни работали — SCRUM, Kanban, водопад, что угодно другое — все равно в какой-то момент вы оглядываетесь назад и анализируете: что сделано, что получилось хорошо, что плохо, что нужно изменить. Если в этот разговор добавить пункт: «А давайте отсюда вынесем что-нибудь на внутренние митапы», то это увеличивает шансы, что тема появится.

Но хочу предостеречь вас от вопроса «Что из этого мы могли бы рассказать на митапе?». Тут есть ловушка: попытка ответить на этот вопрос с непривычки может завести в тупик. «Вроде это всем очевидно, все и так это знают. Тут нет никакого rocket science».

Можно переформулировать иначе:

  • Что из того, что мы обсудили в контексте ретроспективы, могло бы быть полезно коллегам?
  • Что из принятых нами инженерных решений они могли бы переиспользовать?
  • Если кто-то столкнется с похожими задачами, как они могут опираться на наш опыт, чтобы сэкономить время и нервы?
  • Что люди могут почерпнуть из нашего опыта и какие инсайты получить?

Это, конечно, игра в слова и какие-то ярлыки, но статистика такова, что вопрос про полезность для коллег срабатывает чаще и действительно приводит к результату — появляется реальная тема для внутреннего митапа.

Митапы как переходящее знамя

Внутренние митапы могут быть чем-то вроде эстафеты. Например, в команде семь человек, двое уже выступили, и в конце своего выступления очередной докладчик говорит: «Передаю эстафету и прошу в следующий раз выступить Васю».

Васе в этот момент сложнее отказаться, чем если бы к нему вне митапа подошли и попросили о выступлении. А на встрече он послушал выступление двух коллег и увидел, что это действительно не страшно, но даже и полезно. Такой механизм иногда помогает митапам не застопориться после первых усилий.

Учить, лечить, мочить

Этот блок про то, что люди думают про митапы каждый по отдельности. Мы хотим быть в курсе этих настроений, корректировать наши планы по внутренним митапам с оглядкой на них.

Опросы

Казалось бы, тут напрашивается вариант — просто спросить мнение людей о внутренних митапах. Но то, что думают люди — это одно, а что они ответят — это часто другое и не всегда соответствует действительности. Люди даже сами иногда не отдают себе в этом отчет. Они не пытаются нас обмануть, просто еще не сформулировали эту мысль.

Тем не менее, спросить их стоит, потому что их ответы про митапы и их готовность участвовать в них, может вас натолкнуть на инсайты.

Тут снова игра в слова: вопросы могут быть сформулированы по-разному. Не существует одного-единственного правильного канонического вопроса. Нужно попробовать мониторить коллег с разных сторон.

Например, спрашивать не про то, о чем человек готов рассказать на митапе — с непривычки страшно выйти и публично делиться экспертизой, пусть даже среди своих. Но можно спросить: «О чём тебе интересно было бы услышать от коллег? Кто из них занимается крутыми вещами, о которых бы тебе хотелось узнать подробней или ты не сталкивался напрямую, но слышал, и тебе нравится эта тема?».

С этой наводкой вы приходите к названному человеку и предлагаете: «У нас уже семь человек попросили, чтобы ты рассказал про луковую архитектуру. Расскажешь на следующем митапе? Подготовиться — поможем». В этом случае человеку может оказаться легче откликнуться, раз люди просят, social proof.

Пример из внутреннего опросника:

Как легче подготовиться к митапу на пример из внутреннего опросника
Как легче подготовиться к митапу на пример из внутреннего опросника

Модерация митапов

Будьте готовы к тому, чтобы управлять тем, как проходят митапы. Понятно, что если вы только начинаете проводить такие встречи, то сначала никто не знает, как правильно. И если в этой новой, непривычной и даже не сильно комфортной поначалу деятельности появится какое-то отклонение, оно может сильно затормозить весь процесс организации этих мероприятий. Например, спикеру зададут кучу некомфортных вопросов и отобьют желание выступать в будущем.

Здесь нам поможет набор правил, который мы будем обновлять по мере накопления опыта. Это сильно упростит жизнь тем людям, которые впервые столкнулись с митапами. Если люди не знают, как правильно себя вести на митапах, то популярным решением может стать «ОК, не буду делать ничего», нам бы такого не хотелось.

Пример: вся информация о митапах в Google-таблице. Темы для выступлений, записи прошедших встреч и т.п. И в шапке документа закреплен набор правил, к которому пришли опытным путем: что и как делать, как не делать, и в какой ситуации как поступать:

вся информация о митапах в Google-таблице
вся информация о митапах в Google-таблице

Обратная связь

Если вам удалось сделать первый, второй и даже третий митап, то хорошо бы теперь понять: удалось ли вам добиться тех целей, которые вы перед собой ставили?

Тут не нужно изобретать велосипед. Для сбора обратной связи существует великое множество инструментов. Начиная от того, что кого-то спросить за чашкой кофе на кухне или в ZOOM, что он думает о прошедшем митапе. И заканчивая рассылкой опросников «по горячим следам», пока у людей еще свежи воспоминания о том, что они послушали.

В качестве примера — скриншоты одной из форм обратной связи.

форма обратной связи при проведении митапов
форма обратной связи при проведении митапов

Формулируйте вопросы и ответы на том языке и в том стиле, что приняты у вас в компании.

Запускаем и отлаживаем внутренние митапы. Часть 3

17-18 мая на площадке из двух этажей Крокус-Экспо встретятся 2000 тимлидов и руководителей со своим опытом, инсайтами и энергией. Расписание конференции TeamLead Foundation 2022 уже готово, а купить билеты можно здесь.
Кроме того, от сервиса поиска менторов Getmentor.dev на конференции будут индивидуальные консультации с экспертами. Приглашаем вас прямо сейчас принять участие в конкурсе. Заполните форму и, возможно, именно вы выиграете 5 часов наставничества. Ментора (или менторов) вы сможете выбрать сами, сейчас в сообществе уже более 500 наставников. Больше информации — по ссылке.