Найти тему
"Из рук в руки"

Имперская роскошь: самые красивые доходные дома Санкт-Петербурга

Оглавление

Облик Северной столицы окончательно сформировался в XIX веке. В историческом центре города нет безликих домов. Каждый из них можно рассматривать бесконечно долго. Однако некоторые здания поражают даже привыкших к великолепной архитектуре жителей города.

Доходный дом Иоффа, он же Дом-утюг

Загородный проспект, 11

-2

Этот дом сразу бросается в глаза на «пяти углах», то есть на пересечении загородного проспекта и улицы Рубинштейна. Он был построен по проекту архитектора Александра Львовича Лишневского в 1914 году для купца Шнеера-Залмана Иоффа.  Иоффе изначально планировал сдавать квартиры людям из мира торговли, поэтому дом украшен крылатыми жезлами-кадуцеями, вокруг которых обвиваются змеи. Это классический символ  Гермеса – эллинского бога, который покровительствовал торговцам. Инженерная начинка дома соответствовала самым передовым веяниям градостроительной моды.

Если посмотреть на центральный фасад этого здания чуть сбоку, здание выглядит совсем узким, почти плоским. На самом деле, это треугольник, узким углом буквально вонзающийся в перекресток «пяти углов».  Изначально в этом красивом доме, увенчанном круглой двухэтажной башенкой, было всего шесть квартир – по 7 комнат в каждой. В одной из них, на пятом этаже, проживал сам хозяин со своей супругой и шестью дочерьми. Квартиру этажом ниже снимал банкир Янкель-Арон Голант. В остальных квартирах обитали богатые предприниматели.  А на двух нижних этажах с огромными витринными окнами располагались богатые магазины.

Доходный дом Веге, он же Черный дом

набережная Крюкова канала, 14

Мощное здание шестиэтажное на берегу Крюкова канала сразу приковывает к себе взор. Дом, построенный в стиле неоклассицизма, напоминает итальянские палаццо эпохи Ренессанса, а темно-серый цвет стен придает ему мрачной торжественности. Округлые эркеры, такие же округлые углы и флорентийские окна второго этажа смягчают строгость фасада.

-3

Яркая архитектурная особенность дома – парадный двор-курдонер, попасть в который можно через высокую арку, прорубленную на два этажа вверх. Поддерживающие ее величественные атланты по размеру уступают только тем, которые поддерживают портик Нового Эрмитажа.

Дом был построен в 1914 году по заказу богатого промышленника, «ультрамаринового короля» Роберта Георгиевича Веге. Знаменитый архитектор Сергей Осипович Овсянников сумел органично вписать в новое здание простроенные ранее дворовые флигели. Инженерные системы дома проектировал военный инженер Иван Павлович Ставицкий. Интересно, что помимо лифта в доме была также отапливаемая лестница – по тем временам это было редкостью.

В доходном доме Веге проживало немало знаменитых людей из мира искусства: композиторы Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский, художник и реставратор Игорь Грабарь, многие ведущие актеры расположенного неподалеку Мариинского театра.

После революции многие жильцы уехали из России, а те, кто остался, объединились, и как могли, защищали свое имущество. Когда стало ясно, что «уплотнения» не избежать, жильцы дома сами пригласили в свои квартиры своих знакомых и приятелей, чтобы избежать насильственного подселения чужых и чуждых людей.

Доходный дом Розенштейна, он же Дом с башнями

Каменноостровский проспект, 35

Этот дом, украшенный двумя живописными башнями, был построен в 1915 году архитектором Константином Исаевичем Розенштейном в соавторстве с Андреем Евгеньевичем  Белогрудом. Белогруд был увлечен архитектурой Средних веков – и благодаря этому увлечению здание обрело черты, напоминающие о могучих замках старой доброй Англии.

-4

Инженерная начинка дома соответствовала самым высоким стандартам своего времени: квартиры оснащались газовыми плитами, утопленными в пол ваннами, калориферами для просушки полотенец, встроенными шкафами. Во дворе был расположен гараж.

В доме проживали многие известные личности тех лет: писатель Леонид Андреев, певец Александр Давыдов, художник Андрей Ушин и другие. В 1921 году на первом этаже здания появился кинотеатр, который не раз менял своё название: «Элит», «Конкурент», «Резец», «Арс». В 1972 году здесь обосновалась студия Ленинградского телевидения, а с 1985 по 1995 год – театр «Эксперимент». В 1996 году помещение отдали «Русской антрепризе имени Андрея Миронова».

Доходный дом герцога Лейхтенбергского

Большая Зеленина, 28

Гигантское мозаичное панно украшает построенный в 1905 году Дом герцога Лейхтенбергского. Оно складывается из нескольких частей: тянутся вдаль поля и холмы, дымит трубами индустриальный пейзаж, роскошные парусники рассекают морскую гладь. Сюжеты плавно переходят один в другой, складываясь в панораму.

-5

Эта панорамная мозаика была создана по эскизам художника Сергея Тимофеевича Шелкового для светлейшего герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского, 5-го принца Богарне. Правнук Николая  I и потомок Евгения Богарне, пасынка Наполеона Бонапарта, с с1891 года герцог проживал в Петербурге и служил в Преображенском полку. В звании полковника воевал на полях Первой мировой войны, за храбрость был награжден шашкой, завещанной легендарным генералом Скобелевым «первейшему полковому герою».

Построенный для герцога доходный дом в стиле модерн стал первым масштабным проектом архитектора Федора Федоровича фон Постельса. Он состоит из парадного лицевого корпуса и двух больших дворов-колодцев с внутренними корпусами. Верхний этаж украшают стеклянные эркеры, созданные для максимальной освещенности квартир, которые изначально планировалось сдавать в наем художникам. Для дополнительного света на крыше так же устроены стеклянные фонари-пирамиды.

Доходный дом Нежинской, он же Египетский дом

Захарьевская, 23

Фасад этого дома будто бы переносит нас в долину реки Нил: входы в парадные стерегут гигантские скульптуры Бога Солнца Ра, а стены украшены египетскими орнаментами. По центру фасада, между окнами, размещается 8 мощных полуколонн, увенчанных головами четырехликой богини любви Хатхор. Здание было построено в 1913 году архитектором Михаилом Александровичем Сонгайло по заказу вдовы статского советника Ларисы Ивановны Нежинской.  Царившая в ту пору мода на архитектуру древних времен и интерес ко всему мистическому, оккультному обусловила необычный внешний облик дома, отдаленно напоминающий вход в знаменитый храм Хатхор.

-6

Кстати, по местной легенде, влюбленным, которые хотят провести вместе всю оставшуюся жизнь, нужно непременно поцеловаться в арке этого дома. Тогда они получат благословение Хатхор, секретарь небесной канцелярии Ра внесет запись об этом союзе в свою книгу, после чего сам Бог Солнца навеки соединит влюбленные сердца.

Кроме выдающегося фасада дом мог похвастаться рациональной, отлично продуманной планировкой. Было в нем и модное техническое новшество – автоматический лифт с кнопками управления от итальянского завода «Штиглер».

До Первой мировой войны в доме квартировали офицеры располагавшихся поблизости гвардейских полков. Ряд апартаментов также занимали  посольства Румынии и Бельгии. После революции оставшихся жильцов традиционно «уплотнили», превратив шикарные барские квартиры в коммуналки. В наше время коммуналки успешно расселили, и сегодня в восстановленных огромных квартирах проживают очень обеспеченные люди.

Доходный дом Никонова, он же Дом из русской сказки

Колокольная, 11

-7

Николай Никитич Никонов, знаменитый русский архитектор, был известным любителем «преданий старины глубокой». Именно поэтому построенный им в 1900 году дом напоминает то ли сказочный царский терем, то ли расписной пряник. Затейливый растительный орнамент; шатровый крыши с узорным коньком, теремок-эркер, нарядные кокошники над окнами, яркие изразцы.

Во внутреннем дворе дома расположена узкая башня, напоминающая жилище чудака-звездочета. На самом деле, это – черная лестница, которую архитектор решил оформить таким вот необычным образом.

Волшебный теремок сразу приобрел большую популярность у петербуржцев, которые охотно снимали роскошные барские квартиры в пряничном домике. Самые большие апартаменты занимала семья владельца, архитектора Никонова. А сегодня пожить в нем может любой желающий – в доме расположена гостиница.

Доходный дом Англареса, он же  Дом атлантов-варваров

Саперный переулок, 13

Один из таких необычных домов расположен в Саперном переулке. Здание было построено в 1881 году по заказу  гвардейского офицера Англареса. Архитектор, Павел Петрович Дейнека, явно мечтал о далеких странствиях: балконы группы подпирают мощные, одетые в звериные шкуры варвары. Это самые странные атланты не только в Северной столице, но, пожалуй, и во всем мире. В них нет ничего античного – это совершенно русские бородатые мужики, завернутые в бычьи и львиные шкуры. Эркеры они поддерживают с типичной русской ленцой, будто нехотя – но при этом без особых усилий, одной рукой.

-8

Фасад дома украшает драконий фриз, львиные и кошачьи морды, кариатиды, фигурки младенцев, орнаменты – так много всего, что петербуржцы прозвали его «домом архитектурных излишеств».

Несмотря на то, что над творением Дейнеки посмеивался весь творческий Петербург, квартиры в доме пользовались успехом у состоятельной публики. Здесь поселился вышедший в отставку министр путей сообщения, князь Михаил Хилков – один из создателей Транссиба. Здесь же проживала сестра Сергея Эфрона – мужа Марины Цветаевой, у которой поэтесса бывала в гостях.

Доходный дом Бака

Кирочная, 24

Этот дом знаменит двумя галереями, которые парят на высоте второго и четвертого этажей, соединяя наружный и внутренний корпуса необычного здания. Что любопытно – пройти во второй корпус можно только через одну из галерей, входа с улицы в нем нет.

Впрочем, галереи – не единственная интересная деталь доходного дома, построенного по заказу инженера Юлиана Бака в 1905 году. Великолепный фасад, роскошные парадные, ленточные балконы во дворе, яркие витражами на окнах и величественные мраморные лестницы делают его одним из самых интересных доходных домов Северной столицы.

-9

Архитектор Борис Ионович Гиршович спроектировал масштабное здание на пять входов – два парадных и три черных. В нем были все современные коммуникации: электричество, водопроводная и канализационная сети, лифты и вентиляция.

Одним из первых в доме поселился Александр Редигер – военный министр Российской империи. Он арендовал 22-комнатные апартаменты на втором этаже, что обходилось ему в гигантскую по тем временам сумму – 8 тысяч рублей в год. На третьем этаже проживал нефтепромышленник Павел Гукасов. В мансарде были устроены мастерские, самыми известными обитателями которых были художники Николай Беккер и Леон Бакст.

Доходный дом Полежаева, он же Каркассон-на-Песках

Старорусская, 5/3

Грандиозное здание, украшенное башнями со шпилем, пилястрами и полуколоннами, за схожесть со старинным замком получило прозвище Каркассон-на-Песках. Дом был выстроен в 1915 году для хлеботорговца и купца 1-й гильдии Михаила Тихоновича Полежаева. Автор проекта, инженер Иван Иванович Яковлев разработал здание из двух корпусов с парадным двором-курдонером, обрамлённым эркерами-башенками со шпилевидными верхушками. Помимо эстетической, курдонер нес и чисто практическую функцию: он позволят улучшить инсоляцию и вентиляцию квартир.

-10

Все внешние фасады дома украшает эффектная лепнина, контрастная отделка, фигурные балкончики и статуи. Дом отличался множеством передовых инженерных решений: здесь были газ, электричество, центральное паровое отопление, горячий водопровод и лифты. Десять квартир по двадцать комнат в каждой арендовали аристократы. Одним из первых квартирантов стал основатель Всероссийского футбольного союза Кирилл Павлович Бутусов.