Каковы основные причины возможной продажи и почему именно эти сервисы? Мнение старшего риск-менеджера «Алго Капитал» Виталия Манжоса.
Пожалуй, основную причину вероятной продажи указанных активов недвусмысленно озвучил глава «Яндекс.Дзена» Антон Фролов. Он заявил о том, что для сохранения статуса крупной компании «Яндексу» придется сфокусироваться на том, что «ни при каких условиях не может быть как-либо политизировано». В ситуации, когда западные социальные сети и сервисы подпадают под различные ограничения в России, вполне логично ожидать подобных мер в отношении российских компаний за рубежом.
Исходя из этого соображения, «Яндексу» пришлось бы в той или иной степени замыкаться на внутреннем российском рынке, одновременно ограничивая внешнюю экспансию. Иными словами, IT-холдинг склоняется к тому, чтобы избавиться от потенциально «токсичных» активов. Со стратегической точки зрения это можно оценивать как вынужденный, но верный шаг.
Что они сейчас дают Яндексу?
По итогам 2021 года компания «Яндекс» относила сервис «Дзен» к убыточному сегменту «Прочие бизнес-юниты и инициативы». Компания прямо указала на то, что инвестиции в развитие контента и маркетинг сервиса Дзен способствовали росту убытка по скорректированному показателю EBITDA для указанного сегмента. В этом плане продажа сервиса «Дзен» не станет большой потерей для «Яндекса».
Что же касается сервиса «Новости», то он относится к важному для «Яндекса» сегменту «Поиск и портал». Однако от указанного сервиса вполне допустимо отказаться, поскольку он относится к конкурентной сфере, а сам IT-холдинг, все же, не является информационным агентством и не занимается непосредственно производством новостного контента.
В целом продажа двух указанных сервисов не станет серьезной потерей для компании «Яндекс». Это связано с тем, что для нее характерен постоянный поиск и тестирование все новых и новых бизнес - возможностей. Иными словами, на смену проданным сервисам будут запущены новые перспективные проекты.
Возможные покупатели? Будут ли сервисы проданы вместе или по отдельности?
В СМИ просочились слухи о том, что вероятным покупателем сервисов «Новости» и «Дзен» может выступить холдинг VK. С учетом того, что c недавних пор голосующая доля в VK перешла под косвенный контроль государства, такой сценарий выглядит более чем вероятным. По-видимому, квазигосударственная компания будет наращивать масштабы своего присутствия на внутреннем медиапространстве России.
С точки зрения VK было бы логично выкупить у «Яндекса» оба указанных актива. Кроме того, заместитель генерального директора VK Владимир Габриэлян недавно заявил о том, что компания увеличивает инвестиции в социальные сети, а также в аудио и видеосервисы с целью быстрого удовлетворения увеличившегося внутреннего спроса на контнет.
Как инвесторы Яндекса могут отреагировать на продажу этих активов?
В нынешних непростых экономических условиях любая продажа активов за «живые деньги» по справедливой цене будет трактоваться инвесторами как позитивное событие. Надо понимать и то, что «Новости» и «Дзен» не являются ключевыми активами «Яндекса», генерирующими основной денежный поток и прибыль.
Добавим, что в свете текущих реалий влияние новостей на указанную тему отойдет на второй план по значимости для динамики акций «Яндекса» в сравнении с общим ухудшением среднесрочных ожиданий в отношении российского фондового рынка.