Дети рождаются с потребностью получать как разнообразные сенсорные впечатления, так и развивать свои двигательные возможности. В первые годы жизни, помогая удовлетворять эти потребности, мы формируем отличную «почву для ума».
В списке ниже основной набор пособий для детей от ~8 до 18 месяцев, который поможет организовать занятия дома.
Для сенсорного развития:
- Различные по тактильным ощущениям мячики — перебираем, ощупываем, катаем, делаем массажики, даем попробовать «на зуб».
- Любое пособие для сортировки по основным 4-м цветам — тут не стоит еще задачи непосредственно сортировки, сначала мы знакомим с эталоном, сравниваем, показываем принцип.
- Соленое тесто, пальчиковые краски, сенсорные коробки с крупами / лентами / тканями разных текстур / природными материалами — позволяя ребенку повозиться со всем этим, мы расширяем его сенсорный опыт.
Сюда же отнесем и игры для развития слухового внимания, делаем упор на знакомство с неречевыми шумами:
- Различные музыкальные инструменты. Именно различные! Стучит, звенит, шуршит — даем ребенку вызывать звуки, сами звучим с разного расстояния, в районе года вводим игры по типу «Что звучит?», научая различать звучания.
- Звучащие шары от Вальда или делаем своими руками из баночек или яиц от киндера парные наборы с разным наполнителем (фасоль, манка, орех, рис и т.п.) — так же сравниваем звучание, подбираем одинаковые.
Для коммуникации, понимания и развития речи:
- Фигурки животных (корова, свинья, коза, лошадь, собака), которых легко звукоподражать — ощупываем, ищем глазки / носики / хвосты, стимулируем ответ действием на просьбу «Дай», вопрос «Где?», проговариваем звукоподражания.
Будет отдельный пост про игрушки для стимулирования речи у малышей и неговорящих детей.
Для моторного развития (координация, пальцевая и кистевая моторика):
- Пирамидка или кольцеброс — снимаем и нанизываем кольца в свободном порядке — помимо формирования умения «прицелиться и попасть», запускаем вертикальный вектор движения кистью и рукой. Ближе к году предлагаем пирамидки типа «День и ночь», которые помогают далее развивать манипулирование предметами в пространстве, через стимулирование ребенка вращать детали.
- Крупные бусы-шнуровка — тут и двуручная деятельность, развивающая межполушарное взаимодействие, и еще один способ развития координации в паре «глаз-рука».
- Кубики — учимся ставить один на один, строить башню, запускаем и звукоподражание, и мотивацию через эмоциональное «Бам!», разрушая башню.
- Прищепки — сначала учимся снимать, потом прицеплять, развивая ко всему прочему и силу пальчиков малыша.
- Рыбалка — обязательный мастхэв для развития зрительно-моторной координации, к году смело можно брать.
- Ложка и камушки — учимся держать ложку и перекладывать мелкие предметы в миску.
- Мозаика (отличная от Stellar шестигранная 1,5 см.) — запускаем более тонкую работу пальчиков.
Стимулируем развитие высших психических функций (первые операции мышления):
- Матрешка — демонстрируем понятия «часть-целое», знакомим с размером (большой и маленький).
- Квадратные стаканчики — так же помогают формировать понимание размера и того, что маленький в большой помещается, а наоборот — нет.
- Вкладыши, достаточно одного-двух — стимулируем развитие зрительного восприятия ребенка, восприятие формы. Сюда же:
- Досочки Сегена — с 11 месяцев уже точно можно предлагать.
- Пазлы от Larsen — вынимаем по 1-2 детали и обучаем подбирать подходящий «домик».
- Разрезные овощи — и для координации, и для наглядно-действенного мышления, и для демонстрации «части и целого».
- Игры-мемори — вводим понятие «одинаковое», обучаем находить «такой же», сопоставлять пары.
- Лото (любое, одного вполне достаточно) — преследует те же цели, что и мемори.
Да, список получился объемным, но следует помнить, что именно в первые три года ребенок «семимильными шагами» движется в своем развитии, с невероятной скоростью осваивая все новые и новые навыки. Чем больше опыта получит, тем больше своих нейрончиков запустит в работу.
В комментариях можете оставить свои вопросы и пожелания. О чем рассказать подробней? Или что показать?