Хотела написать коротенечко, а получилось как всегда 😅 видимо люблю я слог))
Так или иначе, со следующей публикации, переходим к другой теме.
Итак, к делу⏬
Тревога, обида, стыд, вина
Не хорошо делить чувства на положительные и отрицательные, но этих товарищей, я, честно говоря, не очень-то люблю испытывать. Но! Даже в этом случае, если Вы не в контакте со своими чувствами - цепляйтесь хотя бы за них. Они достаточно интенсивные, распознать их проще.
🔺Тревога есть модальность страха, однако имеет свои особенности. Если страх - это реакция на конкретную опасность, то тревога "беспредметна". Это своего рода мрачное предчувствие, вызванное угрозой какой-либо ценности. И как правило, тревога обычно более болезненна, чем страх, а её особые свойства: чувство беспомощности и неуверенности. Однако эволюционно задача у неё всё та же: выжить. Как самопомощь: дышите, концентрируйтесь на "здесь и сейчас".
🔺Обида. Здесь смешалось два чувства: злость и беспомощность. Это чувство "вгоняет" нас в детское состояние, его ругают и не любят. Но раз уж оно есть, значит для чего-то оно нужно) Это хороший "мостик" к Вашей злости, например. А из прошлой публикации мы помним: мы злимся, когда нарушены наши границы, либо когда мы не получаем желаемого. Здесь, конечно, чаще про получение желаемого)) Выхода два: прямо озвучить свои потребности, и получить таки то, чего Вы хотите, либо смириться со своей беспомощностью и расслабиться 🤷♀️
🔺🔺Стыд/вина. Социальные чувства и их часто путают, и часто люди испытывают одновременно и то, и другое. Они помогают нам интегрироваться в Общество, регулируют наши действия относительно других его членов.
🔺Стыд - представление о себе: "Я не такой", "Я такой". Даже если речь идёт о действии - концентрация на Я. Формируется, когда ребёнок начинает осознавать себя отдельным человеком, и нуждается в принятии.
Если мне стыдно, значит, сейчас я проявляю себя не так, как должен в соответствии с представлениями о себе. Здесь поможет сверка с реальностью: пересматриваем адекватность нашего представления о себе в соответствии с возрастом, ситуацией, своими возможностями.
🔺Вина. Концентрация на действи. *Я что-то сделал не так". Начинает формироваться, когда ребёнок понимает, что он имеет свои общественные обязанности. Присутствует страх наказания за действия. Задайте себе вопрос: "Я действительно сейчас виноват?" Если да, то извиниться и постараться исправить содеянное. Вина может быть и ложной, когда мы виноваты без вины. И здесь поможет опять же, сверка с реальностью.