Найти в Дзене
Владимир Дашичев

Боевые ножи

Когда я слышу словосочетание «боевой нож», в моем воображении возникает образ акулы – хищника, идеального убийцы, не измененного эволюцией со времен динозавров, пережившего их и по сей день внушающего ужас любому обитателю океана. Возможно, именно акулий зуб натолкнул первобытного человека на мысль обтесать камень, придав ему форму боевого ножа, которая также просуществовала с глубокой древности до наших дней, не претерпев значительных изменений.

Имеется среди коллекционеров такое мнение, что термин «русский боевой нож» не имеет права на существование. Мол, нож-засапожник был, багинет был, штык был, а вот боевого русского ножа не было. Хотя и «Слово о полку Игореве», и летописи твердят нам обратное – русская традиция ножевого боя гораздо мощнее аналогичных традиций любого другого государства. Именно ножевой, а позже штыковой атакой русские наводили ужас на врага.

Кстати, интересный исторический факт – в армиях Западной Европы штык являлся «оружием последнего шанса». Понятия «штыковой атаки» там практически не существовало, и смертоносная насадка на ствол мушкета служила лишь для обороны.

Русская же смертоносная наступательная штыковая атака стала легендой. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов вообще ввел ее в культ, отодвигая на второй план значение пулевой стрельбы из огнестрельного оружия. Его крылатое изречение «Пуля – дура, штык – молодец» известно каждому россиянину, который интересуется историей своей Родины. Однако наиболее известным был и остается штык к винтовке замечательного русского конструктора и организатора ружейного производства Сергея Ивановича Мосина.

Штык к винтовке С.И. Мосина образца 1891/1930 годов

Разработанный на базе штыка для винтовки «Бердан» образца 1870 года, четырехгранный штык поступил на вооружение русской армии вместе с винтовкой Мосина в 1891 году.

Это было страшное оружие ближнего боя. Полуметровый четырехгранный игольчатый клинок наносил глубокие проникающие ранения, сопровождающиеся тяжелыми повреждениями внутренних органов. К тому же малое входное отверстие не позволяло оценить на месте глубину проникновения штыка в тело и тяжесть ранения, результатом которого могли быть внутренние кровотечения и занесенные инфекции, приводящие к перитониту и, как следствие, к летальному исходу.

Практически не меняясь, штык к винтовке Мосина просуществовал полвека, пережив свой пик в революцию и Гражданскую войну. В Великой Отечественной войне он стал причиной смерти немалого числа гитлеровцев и символом народной освободительной войны против немецко-фашистских захватчиков, что отражено во множестве плакатов того времени.

Нож армейский (НА-40)

-2

Как раз перед Великой Отечественной войной родилось оружие русских воинов, не менее легендарное, чем штык к винтовке Мосина, – знаменитый НА-40 («нож армейский»), или НР-40 («нож разведчика»), принятый на вооружение в 1940 году, сразу после советско-финской войны. Второе более популярное, но исторически менее верное название обусловлено тем, что этим ножом вооружались разведроты и подразделения автоматчиков.

Узкий – до 22 мм – клинок НА-40 позволял с наименьшим сопротивлением всунуть его меж ребер врага и одновременно облегчал вес самого ножа. Деревянная рукоять и ножны отвечали той же цели и одновременно удешевляли производство.

Финка НКВД

-3

Именно советско-финская война явилась опытом, которой выявил недостатки разведывательно-диверсионной деятельности советских специалистов в тылу врага, в том числе отсутствие у них на вооружении многофункционального универсального боевого ножа. При помощи которого и вражеского часового бесшумно снять можно, и временную стоянку или схрон в лесу оборудовать, и снегоступы сделать, и волокушу для раненого товарища из подручного материала быстро соорудить. Потому на базе форменного штык-ножа образца 1919 года и финского скаутского ножа и был создан легендарный НА-40.

Однако не думаю, что именно советско-финская война открыла глаза русским оружейникам на преимущества боевых ножей недавнего врага. «Финка» была известна в России и пользовалась популярностью еще до революции. И хотя с 30-х годов в СССР был законодательно запрещен финский нож, в те же годы он в слегка доработанном виде становится спецсредством НКВД.

Так называемая «финка НКВД», или «нож норвежского типа», представленная на фото, выпускалась на заводе «Труд» (до революции фабрика промышленника Кондратова) в поселке Вача Нижегородской области в 40-е годы. Хотя в реальности к Финляндии именно данный нож отношения не имеет – модель скопирована с шведского охотничьего ножа работы известного мастера Понтуса Хольмберга из Эскильстуны.

Охотничий нож Понтуса Хольмберга из Эскильстуны

-4

Тот самый нож, прообраз знаменитой «финки НКВД», или «ножа норвежского типа», о котором так много говорят и который мало кто видел даже на фотографии. Шведский охотничий нож производства Понтуса Хольмберга из Эскильстуны.