Найти тему
Иван Енотов

Александр Солженицын (1992)

В самом начале 90-х Егор Яковлев, на тот момент начальник Центрального телевидения, обратился к Александру Солженицыну с просьбой о большом интервью. Писатель согласился, но, будучи под впечатлением от фильма "Так жить нельзя", выразил желание, чтобы снимал всё режиссёр Станислав Говорухин. Последний, однако, решил, что гораздо лучше сделать целый документальный фильм, чтобы зритель не только услышал размышление писателя о России, но и увидел обстановку, в какой он работает, для более полного раскрытия личности героя.

Фильм этот в итоге вышел в 1992 году, получив название "Александр Солженицын" и став первым интервью писателя российским журналистам за почти 20 лет после изгнания из СССР. Однако, назвать его удачным довольно трудно.

Камера действительно показывает и обстановку солженицынского дома в Вермонте, и его семью, и его рабочий кабинет, и его архив. Задавая наводящие вопросы, Говорухин затрагивает и прошлое, и настоящее, касается самых главных эпизодов биографии Солженицына и его жены, и даже в ходе беседы раскрывает некоторые приёмы литературного мастерства и процесса издания книг. Но по большому счёту документализм здесь не является авторской попыткой расшифровать личность писателя (как, например, у того же Сокурова чуть позднее), а оказывается просто фиксацией реальности, не выходя за рамки обычного журналистского репортажа.

Однако, если рассматривать фильм именно в качестве интервью с писателем, то смотреть "Александра Солженицына" довольно занятно. И не только потому что, например, звучат довольно существенные факты о написании "Красного колеса", или потому, что не раз затрагивается тема борьбы Солженицына с коммунизмом, итог которого писатель обозначил довольно точной фразой: "Коммунизм исторически так и будет: "Август 91-го года - конец коммунизма", хотя мы знаем, что он ещё в среднем звене живёт здорово. Он ломался 70 лет, да никак не ломался - а вот в эти дни он видимо сломался. Причём сломался анекдотически, позорно, бесславно, ну потому что он сгнил. Ничто не держится: гнилое падает от лёгкого толчка - так он и упал."

В первую очередь главный герой в своих высказываниях затрагивает насущные проблемы: от текущей ельцинской политики до вопросов будущего СНГ и возможности нового объединения постсоветских республик. И в этом плане Солженицын просто поражает сразу несколькими моментами. Во-первых, удивительной кажется осведомлённость писателя о текущих делах на всей постсоветской территории - с учётом того, что всё это время он находился в своей вермонтской резиденции. Во-вторых, удивительно слушать его мысли, например, об Украине или о "младореформаторах-демократах": сейчас эти слова являются чуть ли не общепринятым местом - но оказывается, что первым эти тезисы озвучил именно Солженицын, ещё до того, как это стало мейнстримом, в буквальном смысле.

Кульминацией же "Александра Солженицына" можно считать две сцены. Первая - это финал первой серии, когда писатель зачитывает письмо обычной учительницы из России, и в какой-то момент у него начинает дрожать голос, сдают нервы, и он, не стесняясь камеры, почти что плачет. То есть оказывается, что все рассуждения об обустройстве России и о каких-то эпизодах её истории, звучавшие до этого - не умозрительный интеллигентский трёп; Солженицын в буквальном смысле пропускает всё через себя, совершенно искренне и в силу своих возможностей пытается помочь, и сопереживает не ситуации "в целом", а каждому конкретному человеку.

Вторая - это кадры, сделанные скрытой камерой, когда писатель просто общается со съемочной группой, рассказывая забавные эпизоды, происходящие во время его бесчисленных допросов. И зрителю становится понятно, что и во время съемки, и за кадром Солженицын один и тот же - в нём нет наигранности, попытки показать себя с более выигрышных позиций в кадре, позёрства: камера по сути просто фиксирует его таким, какой он есть.

В итоге фильм Говорухина не производит впечатления в качестве обособленного произведения киноискусства и документалистики, но в качестве интервью смотреть его оказалось крайне занимательно.

#кино #документальный фильм #александр солженицын #солженицын #станислав говорухин