Найти в Дзене
Ликбез

ЛИКБЕЗ Советы родителям

ЛИКБЕЗ Советы родителям Занятие 2. Как помочь ребёнку по русскому языку дома? 5 класс Вспомним термины:орфограмма, орфографическая зоркость орфографический диктант, слабая позиция, сильная позиция, фонетическое чтение, морфемы корня, приставки, суффикса, окончания. Ваш ребёнок уже в 5 классе. И, как известно, работа по орфографии в это время не всегда даёт желаемые результаты. Важнейшая причина – неумение видеть орфограммы. Что же такое орфограмма? Орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух. Мы говорили уже о безударной гласной в корне слова – это орфограмма. Но ещё это и безударные гласные, не проверяемые ударением, и гласные после шипящих, и звонкие и глухие согласные в морфеме корня; и правописание приставок, суффиксов и окончаний, если они не в сильной позиции, то есть не под ударением или не после гласных, например. И это всё тоже орфограммы. Научить детей видеть их — значит сформировать «орфографическую зоркость». Орфографическая зоркость — способност

ЛИКБЕЗ Советы родителям

Занятие 2. Как помочь ребёнку по русскому языку дома? 5 класс

Вспомним термины:орфограмма, орфографическая зоркость орфографический диктант, слабая позиция, сильная позиция, фонетическое чтение, морфемы корня, приставки, суффикса, окончания.

Ваш ребёнок уже в 5 классе. И, как известно, работа по орфографии в это время не всегда даёт желаемые результаты. Важнейшая причина – неумение видеть орфограммы. Что же такое орфограмма? Орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух. Мы говорили уже о безударной гласной в корне слова – это орфограмма. Но ещё это и безударные гласные, не проверяемые ударением, и гласные после шипящих, и звонкие и глухие согласные в морфеме корня; и правописание приставок, суффиксов и окончаний, если они не в сильной позиции, то есть не под ударением или не после гласных, например. И это всё тоже орфограммы. Научить детей видеть их — значит сформировать «орфографическую зоркость». Орфографическая зоркость — способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Она также предполагает умение находить свои ошибки в тексте, уже написанном.

Таким образом, понятия «орфограмма», «орфографическая зоркость» являются составной частью и необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка, который заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы, опознавать их, а также следить за правильностью написания.

Как же помочь сформировать столь необходимый орфографический навык у ребёнка? Рассмотрим несколько упражнений, способствующих выработке орфографической зоркости.

Упражнение 1.

Самый эффективный и самый простой приём для выработки орфографической зоркости – это, конечно же, диктант. Предвижу скептические улыбки. Что же здесь такого особенного? А весь секрет в том, как его проводить. И начнём мы с диктантов по рифмовкам на безударную гласную, не проверяемую ударением, то есть по рифмовкам, в которых используются только словарные слова. Напоминаю, что рифмовки можно найти в книге Н.М. Бетеньковой.

1.ВОсток, стОляр ,

пОжар, кОстёр,

вОкзал, пОрог,

пОртрет, лОрнет,

кОнцерт, сОлома, хОрошо –

в словах пишите букву О.

Рифмовка распечатана, и первое, что предлагаем мы своему ребёнку, - прочитать. Прочитать фонетически, то есть так, как слова звучат в речевом потоке. Второе чтение – орфографическое по слогам, то есть так, как слова пишутся, причём можно сразу подчёркивать ту гласную в корне, которая находится в слабой позиции, то есть без ударения. Спрашиваем: почему слова звучат по – разному? Фонетически [ вАсток ] [стАляр] – мы произносим, орфографически – пишем: вОс-ток, стОляр. Постарайтесь провести чёткую грань между орфографическим написанием и фонетическим чтением, используя слова из рифмовки. В последний раз после разбора предложите пятикласснику прочитать ещё раз орфографически, затем фонетически. Листочек с рифмовкой убираем и записываем её под вашу диктовку. Уверяю вас, ошибок на безударную гласную, не проверяемую ударением, не будет. Почти.

А вот другие рифмовки на безударную гласную, не проверяемую ударением.

2.С буквой Ё (Е) умей писать:

инжЕнер, мЕтро, тЕтрадь,

волЕйбол, мЕдаль, пЕйзаж,

вЕтЕран, дЕсант, дЕсерт,

идЕал и винЕгрет

севЕр, инЕй и дЕкабрь,

дЕлЕгация, сЕнтябрь.

3. С буквой И писать умей:

нИчего, нИчья, нИчей, дИван, пИанино.

рИсунок, пИон, пИнгвин, сИрота,

кИпяток и бИдон, гИрлянда, фИалка,

сИрень и лИмон, мИлиция, митИнг,

пИлот, мИллИон, мИнута, нИгде,

нИоткуда, нИкуда –

все с И безударною пишут всегда.

Для сравнения предлагаю два словарных диктанта [2, с. 165], не рифмованных. В методическом пособии к учебнику Т.А. Ладыженской они даны как итоговые для написания в конце года, состоят из двадцати слов. Методика работы со словарными словами та же: орфографическое чтение сопоставить с произношением, то есть выполнить фонетическое чтение, подчеркнуть гласные в слабой позиции, ещё раз прочитать и написать под диктовку.

4. Алфавит, беседовать, вверху, велосипед, внизу, впереди, восклицательный, гербарий, героизм, гимнастика, грамотный, громадный, здесь, здание, здоровье, коллекция, конституция, космонавт, маршрут, лиловый.

5. Направо, огромный, планета, повествовательный, правильный, профессия, рассчитывать, рассвет, расчётливый, революция, справедливый, стадион, телеграф, тренироваться, тротуар, фанера, фиолетовый, фломастер, фонтан, фотоаппарат.

Можно воспользоваться учебником вашего ребёнка и составить подобные диктанты по нему самостоятельно. Работая над орфограммой, стремитесь вовлекать в процесс запоминания все виды памяти: зрительную (чтение), слуховую (проговаривание), моторную (написание). Непременно работайте графически: всегда выделяйте морфемы корня, приставки, суффикса, окончания. Возьмите зелёную ручку, обведите гласную (согласную) в слабой позиции. Этот приём привлекает внимание ребёнка к трудным написаниям и способствует запоминанию.

Упражнение 2.

Письмо по памяти – приём, который появился в методике языка сравнительно недавно. После того, как вы проработали рифмовки с безударными гласными в корне слова, можете предложить ребёнку записать рифмовку по памяти. Скорее всего, что это будет уже другое занятие. Письмо по памяти - важный этап в вашей работе: он способствует развитию орфографической зоркости и произвольной памяти, улучшает внимание и учит детей самоконтролю.

На протяжении всех ваших занятий стремитесь к тому, чтобы ребёнок что – либо (стихи, рифмовки, крылатые выражения великих…) заучивал, потому что он тренирует свою память (образную, ассоциативную, зрительную), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. То, что выучил школьник, переходит в активный словарь.

Удачи вам! Л.Г.

Список литературы

1..Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.

2. Романова, С. А. Тематическая разработка уроков русского языка :5 кл./С.А. Романова. – 2. Изд., дораб. - М.: Шк.Пресса, 2002.- 175 с.: ил.,табл.