Сегодня на канале приглашённый гость - Просвирнов Александр. #мякиш_гости
Александр является писателем, а ещё председателем творческого объединения Детектив-Клуб. В интервью Александр рассказал много интересного о литературных конкурсах, а также поделился своим писательским опытом.
1) Александр, в каком жанре Вы пишете?
Начинал в детстве с незамысловатых стишков. В 1976 г., будучи восьмиклассником, написал первый научно-фантастический рассказ. Так и продолжал, будучи школьником и студентом, сочинять фантастику (иногда с элементами детектива). Сейчас детектив для меня стал основным жанром, фантастика – вторым по значимости. Писал также реалистические рассказы (в основном об армии), исторические и альтернативно-исторические, эротические.
В мае 1978 года, незадолго до школьного последнего звонка, написал такие строки:
Закончил я свой первый том,
Закрыл последнюю страницу.
Писал стишки о том, о сем,
Писал рассказы-небылицы.
Начну я скоро том второй,
И будут там получше вещи.
Так пусть же высятся горой
Томы из книг моих в дальнейшем!
Все написанное сгруппировано в собрание сочинений(в настоящий момент – 25 томов), ведется реестр работ (отсчет с 1975 года). В этом перечне (сформирован в Экселе) их 2290 (317 стихотворений, 2 поэмы, 162 рассказа, 1733 статьи, 2 романа, 17 повестей, 9 синопсисов/сценариев/пьес, 42 эротических рассказа и повести). Первые три тома были написаны от руки в конторских книгах, четвертый – отпечатан на пишущей машинке, все последующие – на принтере. Как правило, в конце года (или двух) очередной том завершается, напечатанные листы переплетаются в книгу. Все изданное на бумаге копируется (газетные статьи полностью, литературные труды фрагментарно) и вставляется в соответствующий том в качестве приложения.
2) У вас обширный опыт участия в книжных конкурсах, расскажите, пожалуйста, когда впервые Вы решили поучаствовать в литературном конкурсе и как это произошло?
Пожалуй, первым таким проектом можно считать конкурс сочинений «Берем с коммунистов пример» весной 1976 года – к XXV съезду КПСС. Мое сочинение было признано лучшим в школе и выдвинуто на городской конкурс, но в призеры там не попало.
А вот по собственной инициативе впервые участвовал в конкурсе романов телеканала НТВ в конце 2003 – начале 2004. Выдвинул туда роман на армейскую тему, но в лауреаты не попал. Зато на форуме конкурса узнал о существовании литературных сайтов «Проза.ру», «Стихи.ру», «Самиздат» (в электронной библиотеке М.Мошкова) и прочно там обосновался. На платформе «Самиздата» проводится немало сетевых литературных конкурсов, регулярно в них участвую. На других площадках при случае тоже, но реже. Например, в 2005 году очень активен был сайт «Семинар», проводивший немало интересных конкурсов. Для них написал ряд новых рассказов. Но очень быстро у создателей сайта закончились средства, и проект канул в Лету.
3) Что дает участие и победа в литературных конкурсах?
Все зависит от организаторов и правил. Чаще всего победа приносит только моральное удовлетворение. Конкурсов с реальными вещевыми или денежными призами немного. Но, на мой взгляд, сам факт участия в сетевом конкурсе гораздо важнее победы или призового места.
Простое размещение своих трудов на страничке литературного сайта мало что дает автору. По сути, это то же самое, что писать в стол, только электронный. А вот если комментируешь работы собратьев по перу – и к тебе заглянут с комментариями. Не факт, что непременно, но количество рано или поздно переходит в качество. Конкурс же – это своего рода выставка, витрина. Как правило, конкурсанты активно обсуждают работы друг друга. И это чрезвычайно интересно – на мой взгляд, гораздо важнее, чем занятое в итоге место.
Тем более что конкурсный расклад - штука во многом субъективная. Например, мой фантастический рассказ «Паразиты», написанный для конкурса «Предсказание», занял там 31 место. А через два года на другом портале с другим жюри рассказ попал в призеры. Теперь, через 15 лет после создания, увидел свет в сборнике социальной фантастики AD BESTIAS издательского дома «Перископ-Волга» (Волгоград).
На конкурсах, как на любой выставке, нередко завязываются интересные и полезные знакомства. Например, мне после двух побед в конкурсах альтернативной истории поступило предложение написать исторический роман для проекта «Кавалергард» издательства АСТ. Перелопатил много литературы об описываемой эпохе (что само по себе было чрезвычайно интересно), так что на создание романа ушло почти полтора года. И еще год пришлось ждать выхода на бумаге (летом 2008 года).
4) Как искать и как правильно выбирать конкурсы?
Как говорится, места надо знать. Плюс поиск в сети. На главной странице сайта «Самиздат» (http://samlib.ru/) – информация обо всех проводимых в этом электронном журнале конкурсах. Есть там интересный проект автора Э.Ярова, где отслеживались многие сетевые конкурсы, но недавно был заморожен. Перебрался в сообщество «ВКонтакте»: https://vk.com/litcontest
5) Какие конкурсы Вы считаете наиболее эффективными в плане возможности опубликовать свои произведения и обратить на себя внимание издателя?
Существуют конкурсы, где призом является именно публикация. Из известных мне (на площадке того же «Самиздата») – это ежегодно проводимые «Химия и жизнь» (научная фантастика; редакция журнала ведет отбор) и «Стоптанные кирзачи» (по их итогам известный издатель Г.Панченко формирует различные сборники фантастики). Через «Кирзачи» и у меня состоялись две публикации – в альманахе «Параллель» и германском русскоязычном журнале «Эдита». Также был успешно пройден отбор в книгу «Фантастический Пушкин», но проект в итоге закрылся. Впрочем, отобранный рассказ («Станция Залазы») был опубликован в прошлом году в альманахе «Царицын».
Конкурсы творческого объединения Детектив-Клуб (о нем речь пойдет дальше), судя по всему, издатели (и не только) регулярно и внимательно просматривают. И появляются порой публикации неожиданно для авторов. У меня так внезапно возник рассказ «Таможня мертвецов не пропускает» в журнале «Детектив+». В последние годы несколько рассказов других конкурсантов таким же загадочным образом были опубликованы в московском журнале «Подвиг + Детективы СМ».
Загадочный случай произошел с моим рассказом «Сосулька». Через год после конкурса в 1339-й серии («Брак под небесами», 2016) телепроекта «След» было показано точно такое же умышленное убийство сосулькой (замаскированное под несчастный случай), как в моем рассказе, к тому же имелись некоторые сюжетные совпадения. До сих пор гадаю, то ли это творческая переработка моего рассказа, то ли идеи носятся в воздухе.
6) Если я правильно поняла, Вы входите в конкурсную комиссию одного из конкурсов для писателей? Расскажите о нем? Сложно ли отбирать работы и вообще проводить и организовывать конкурс для писателей?
В электронном журнале «Самиздат» с 2003 года существует творческое объединение Детектив-Клуб со своим уставом и выборным органом – правлением. Я стал членом клуба в 2008 году, попав в призеры очередного конкурса «Презумпция виновности». С 2011 года являюсь председателем объединения – ежегодно собратья по перу оказывают высокое доверие. В конце ноября избирается новое правление (http://samlib.ru/d/detektiwklub/aa-organy.shtml), которое утверждает, в частности, график конкурсов на очередной сезон (http://samlib.ru/d/detektiwklub/anons.shtml). Литературные состязания идут практически непрерывно, а проводятся еще и литературные дуэли. Координируют конкурсы поочередно члены правления и активисты клуба (по графику). Основная часть конкурсов – это «самосуд». Участники оценивают работы друг друга в соответствии с правилами.
Часть конкурсов – жюрейские. Главный ежегодный конкурс клуба – «Презумпция виновности». В жюри приглашаются как члены клуба, так и известные авторы со стороны (у них очень плотный график работы и договориться уделить время сетевому конкурсу непросто). Регулярно в жюри участвуют такие маститые авторы-детективщики как А.Маринина, А. и С.Литвиновы, А.Чиж, И.Любенко. В этом году состоится уже 20-й по счету конкурс (http://samlib.ru/d/detektiwklub/pv20.shtml). В состав жюри вошел и приглашенный при посредничестве канала «Книжный мякиш» автор детективов А.Горский.
Детектив – сложный жанр. Некоторые новички ошибочно полагают, что достаточно рассказать историю о преступлении или написать стрелялку-мордобойку – и детектив готов. Но это далеко не так. В детективе должны быть загадочное происшествие и расследование, а у сыщика и читателя – равные возможности. Загадка решается логически единственно возможным способом. Рассказы, не соответствующие этим критериям, к конкурсам не допускаются – отсеиваются координатором на этапе преноминации. Порой на этой почве возникают конфликты. Некоторые авторы невнимательно читают правила, а потом обижаются, что их не допускают, к примеру, из-за несоблюдения анонимности (обязательное условие конкурсов Детектив-Клуба). Порой обиды возникают из-за жестких комментариев (люди все разные, и их душевная организация тоже…).
Одного автора за оскорбления других участников не раз удаляли с конкурсов. В итоге он стал агрессивным противником Детектив-Клуба, регулярно пишет об объединении злобные лживые пасквили. Пикантность ситуации еще в том, что, по некоторым данным, этот автор скончался более 10 лет назад, а страничкой с тех пор управляет его дочь (момент резкого изменения поведения этого автора в сети был отмечен и на ряде других конкурсов).
Так что организация конкурсов – достаточно хлопотное и, можно сказать, неблагодарное дело. Но все равно проводить их чрезвычайно интересно. «Вы делаете очень нужное дело», - написал нам недавно Иван Любенко. К слову, Детектив-Клуб ведет учет конкурсных работ, которые позднее были опубликованы или экранизированы (есть и такой пример): http://samlib.ru/d/detektiwklub/publ.shtml
7) Верите ли Вы в самиздат?
Смотря что понимать под самиздатом. В советское время запрещенную литературу перепечатывали на машинке или тайком копировали в институтах или на предприятиях и таким образом распространяли. Это классический самиздат.
В наше время технические возможности неизмеримо выросли. Довелось участвовать в подобных самиздатовских проектах по футбольным справочникам. Много лет работали по этому вопросу со спортивным статистиком и «самиздателем» Е.Мозолевским (Самара). В 2003 году подготовили уникальный для того времени справочник «Все футболисты высшей лиги от А до Я».
Создавать собственными руками литературу художественную, думается, проблематично. Но сейчас без проблем можно издать любую книгу за собственный счет. Как можно в это не верить? Другой вопрос, насколько это целесообразно. Большинство подобных проектов заведомо убыточны, особенно поэтические.
«Если ваши стихи не изучают в школе, заставить их прочитать кого-то можно только под дулом пистолета», - рассуждал один из сетевых авторов. А в «Отравленном поясе» Конан Дойла лорд Рокстон, узнав, что его приятель-журналист перед мировым катаклизмом работал над книгой стихов, вздохнул: «Ну, теперь мир от нее избавлен. Покопаться, так всегда найдешь, что нет худа без добра». Известны мне случаи, когда поэты, потратив немалые средства на издание сборников, просто раздают книги родным и знакомым (подавляющее большинство которых эти стихи читать не будет). Решение за автором – нужно ему такое издание или нет.
Реализовать прозу, очевидно, проще, но я с такими удачливыми авторами не сталкивался. Сам ни стихи, ни прозу за свой счет не издавал. А вот мои двоюродный и троюродный дядья в возрасте уже под восемьдесят написали и издали книги воспоминаний.
Понятно, что никто такое покупать не будет. Тираж предназначался только родственникам и друзьям. И читать было очень интересно, плюс я получил новые материалы для семейной генеалогической базы «Древо жизни». Такие проекты, безусловно, оправданы, если автор располагает соответствующими возможностями.
8) Публикуетесь ли Вы на электронных площадках?
Да, и главным образом именно там. Литературных сайтов предостаточно. На многих имею страницы. Но активность проявляю в основном на «Самиздате», на остальное не хватает времени. Эпизодически участвую только в конкурсах за пределами «Самиздата».
Электронные публикации дают автору столь необходимую обратную связь. Напомню эпизод из «Капитанской дочки» А.Пушкина, когда Гринев прочитал Швабрину свое стихотворение:
«Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой угрозою. «Посмотрим, - сказал он, -сдержишь ли ты свое слово: стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом».
Есть еще забавный сюжет в «Ералаше» - «Повесть о первой любви» (1985). Писатель (актер Ю.Богатырев) пришел на встречу со школьниками, но оказалось, что в его книге ребята обратили внимание только на драки: «А тот ему по кумполу! А этот ему по чайнику!»
Благодаря Интернету автор теперь имеет возможность разговаривать с читателями в любое время и сколько угодно. Впрочем, принято считать, что все должно быть сказано текстом, ничего больше объяснять не нужно. Так-то оно так, но зачем же упускать возможность детально тот самый текст разъяснить? На то и электронная публикация, вся ее прелесть в интерактивности. К слову, один из авторов «Самиздата» рассказывал в интервью о сомнительном, на мой взгляд, «достижении»: «Творческий рост чувствую несомненно! "Бусики", мой последний рассказ, половина читателей вообще не поняла - разве это не показатель?» Было бы чем гордиться… Но у каждого свои представления о творческом росте.
9) Расскажите об опыте публикации в журналах. На какие журналы следует обратить внимание начинающему автору, исходя из Вашего опыта?
Трудно сказать, на какие именно издания следует обратить внимание. Ведь многое зависит от интересов автора. Однажды, будучи координатором конкурса, я отклонил очередной рассказ: любовная линия там явно превалировала над детективной, ужатой до шагреневой кожи. Потом оказалось, что автор – девушка из Запорожья, давний член Детектив-Клуба. И отклоненный мной рассказ позже был опубликован в женском журнале – я о таких и понятия не имею.
Подростком мечтал опубликовать что-нибудь фантастическое в «Юном технике» - но ничего не написал подходящего. А первой журнальной публикацией стал фантастический рассказ «Последняя таблетка» («Техника – молодежи», 2007).
Послал – и довольно оперативно опубликовали. Случались и упомянутые выше приятные неожиданности, когда в почтовом ящике вдруг обнаруживался сначала журнал «Детектив+», а через несколько месяцев – «Наука и техника» (со статьей о юлианском и григорианском календарях, еще и гонорар приличный следом прислали).
А вот в «Эдиту» фантастический рассказ «Свистунчик» отобрали с конкурса «Стоптанные кирзачи».
В свое время автор А.Кожухов написал очень полезную статью о журналах, где есть шанс напечататься (http://samlib.ru/k/kozhuhow_a_w/zhurnals.shtml), но она, думается, несколько устарела.
В конце ранее упомянутого материала Э.Ярова тоже имеется перечень журналов, похоже, актуальный по сей день, ибо проекты приема работ – бессрочные: http://samlib.ru/j/jarow_e/concurs.shtml
Правда, лично мне не удалось пока ни в одном из них продвинуться. А очень хотелось бы опубликоваться, скажем, в «Смене» - у некоторых членов Детектив-Клуба это получилось.
Большое спасибо Александру за развёрнутые и интересные ответы. #мякиш_гости
Читаете ли вы литературные журналы? Участвуете в творческих объединениях?
Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал + телеграм ❤️
#книги #чтение #литература #культура #книжный блог